36.5. Места крепления снастей на модели корабля
На модели корабля, изготавливаемой малом масштабе, а тем более, кроме того, и не имея достаточного опыта работы с материалом,
такие мелкие детали, как кофель-нагельные планки, и, тем более, сами нагели и утки могут вызвать определённые технические затруднения.
В своё время перепробовав несколько различных вариантов крепления снастей в попытках найти наиболее реальный,
но в то-же время и технологичный и не требующий длительной работы. Там были и не очень результативные попытки сделать «как настоящие»;
и приклеенные в соответствующих местах к бортам полоски шпона с нитяными петельками; и т-образнные «конструкции» из того же шпона,
напоминающие в зависимости от своего расположения и битенги и утки — неплохой, в сущности, вариант — сложность представляло
только не очень надёжное крепление к борту. В конечном итоге я остановился на самом, пожалуй, простом способе – обычных проволочных крючках,
вклеенных в «тело» борта по его верхней кромке.
После того, как верхняя кромка борта будет полностью выровнена и обработана по всей длине, в тех местах,
куда будут приходить снасти бегучего такелажа, (для чего предварительно стоит изучить планы его проводки и укладки —
они есть далеко не в каждом комплекте чертежей, но не будет большим грехом и воспользоваться любым планом аналогичного по типу и эпохе корабля)
полотном от ножовки по металлу с мелкими зубьями, что бы не поколоть шпон, (лобзик или специальная модельная пилка тоже подойдут,
но хуже – их полотно слишком тонкое) делаются пропилы на глубину 1 – 1,5 мм. В этих пропилах можно просверлить вертикальные отверстия
диаметром около полумиллиметра, в которые перед приклеиванием планширя и вклеятся г-образные кусочки проволоки.
Итак, когда пропилы и отверстия готовы, можно будет приступать к окончательному завершению оформления верхней кромки.
Как уже говорилось ранее, по всей её длине приклеиваем заготовленную декоративную тонкую золочёную картонную полоску.
Затем в пропилы и отверстия вклеиваем отрезки г-образные скобки из проволоки диаметром около 0,7 мм и длиной горизонтальной ветви миллиметров 5 - 6.
Проволоку лучше взять мягкую латунную или медную, в крайнем случае из отожжённой стали или трансформаторную из анодированного алюминия.
Обыкновенные белый алюминий и смотрится гораздо хуже, да и клеится тоже довольно плохо.
Простая же стальная проволока здесь тоже подойдёт мало – она слишком жёсткая и загибая крючки вниз, есть серьёзный риск выломать их из борта.
Наконец завершающим этапом работы станет приклейка на своё место планширя. В тех местах, где идёт обыкновенный фальшборт –
из тонированного и лакированного картона, а где по борту проходят балюстрады – из шпона.
Когда всё окончательно хорошо и полностью просохнет, загибаем торчащие проволочины вниз и чуть прижимаем их к поверхности борта —
примерный результат работы — на фотографии — рис. 36.51/