30. Остов старинных кораблей
30.2 Конструкция киля кораблей и моделей
Отдельные составные элементы и детали набора тщательно подгонялись одна к одной, и затем соединялись друг с другом шипами
«в замок» и через просверленные отверстия скреплялись, сколачивались деревянными нагелями, что обеспечивало необходимую прочность
и жёсткости всей конструкции, придавало ей монолитность. Как правило, на нижнюю поверхность килевого бруса набивались ещё и дополнительные доски – фальшкиль,
предохраняющие основной киль от возможных повреждений в случае касания корпусом морского дна. Дополнительно усиливали и передний
нижний угол сочленения форштевня с килем.
По всей длине каждой боковой грани киля проходил непрерывный выбранный паз - шпунт, в который заводился примыкающий к килю нижний пояс досок обшивки.
Для придания всему остову ещё большей прочности а также что бы избежать лишних работ для сочленений деталей, часто старались,
если была такая возможность, для формирования криволинейных элементов использовать природные изгибы стволов деревьев.
Зачастую такие изгибы даже создавали специально, принудительно деформируя ствол ещё молодого дерева, с тем, что бы,
когда оно вырастет и окрепнет, наберёт необходимые размеры, изготовить из него, к примеру, имеющий сложную конфигурацию штевень или шпангоут.30. Штевни и киль старинных кораблей
При установке на киль форштевень, как правило, был немного наклонён вперёд. Иногда, правда, случалось, что угол наклона
мог быть и весьма значительным и составлять около 40 градусов к горизонту, как , к примеру, у галер или галеасов - рисунок. 30.2a
но иногда он мог быть и строго вертикальным, а порой случалось бывал даже слегка «завален» назад,
как например у венецианского судна XVI века на рисунке 30.2b