23. Окончательная обработка днища
Отдельно стоит сказать о подводной части корпуса модели.
На реальных парусниках в разных странах существовали различные варианты её обработки с
целью защиты древесины от гниения и обрастания водорослями, которое ухудшало мореходность судна.
Как правило днище кораблей просто просмаливали, добавляя в разных пропорциях серу в
смолу для защиты от древоточцев. Древесина после такой обработки имела
близкий к естественному цвет с желто-серым или горчичным оттенком. В случае, если серу не
добавляли, то днище могло быть темно-коричневым, даже практически чёрным. В Российском флоте эти
два способа обработки применялись чаще всего.
При постройке модели, если днище прототипа было обработано по первому варианту,
и если подводная
часть обшита достаточно однотонным шпоном, цвет которого вполне можно и
сохранить, её стоит просто покрыть слоем разведённой ПВА, как описывалось ранее. Для второго же варианта
(простого просмаливания - т.е. при практически чёрном днище) -
когда в дальнейшем оно будет тонироваться при помощи морилки
или покрываться тёмным лаком, этого делать не стоит, т.к. и лак и, особенно,
простая морилка на нанесённый ранее слой клея ложатся значительно хуже.
Возможно многие, интересующиеся моделированием обращали своё внимание на то, что у некоторых моделей
днище бывает выкрашено в белый цвет. Естественно, это сделано неспроста.
Иногда, чаще в странах западной Европы, подводную
часть корпуса окрашивали свинцовыми белилами, и у нового, только что построенного корабля она была
белой.
Музейные модели, коллекционного класса, профессионально выполненные с такой отделкой
смотрятся прекрасно. Для моделей же, построенных по описываемой и весьма упрощенной
технологии, такой вариант отделки, как мне кажется (чисто субъективное моё мнение)
будет несколько претенциозным. Во всяком случае, я ни разу не пробовал прибегать к нему.
С дальнейшим развитием промышленности и судостроительных технологий,
начиная примерно со второй половины XVIII века, днища кораблей в отдельных случаях стали
обшивать медными листами, которые хорошо защищали его и от гниения, и от водорослей, и от
повреждения древоточцами. Однако из-за высокой стоимости такого покрытия,
применялось оно не очень часто, и использовалось только на флагманских кораблях,
или предназначенных для коронованных особ.
Для моделей с днищем, облицованным однотонным шпоном светлого красного дерева, без выраженной текстуры,
его цвет вполне может имитировать оттенок меди. Такое днище можно оставить как есть, и тогда его также стоит
пропитать раствором ПВА.
Так выполнены корпуса моделей линкора
"Трёх Иерархов"
и фрегата
"Паллада" , обшитых в реальности медью.
Корпуса более современных кораблей, стальные в оригинале, как правило красились суриком и имели красно-коричневый цвет.
Их модели выполнены так-же, как и для обшитых медью корпусов. Это модели барка
"Крузенштерн"
и крейсера
"Память "Азова"".
Разница состоит только в том, что корпуса этих моделей я дополнительно покрыл глянцевым
шеллачным лаком для живописных работ, чего целенапрвленно не делал при строительстве деревянных в
оригинале корпусов, ограничиваясь просто прозрачным лаком без выраженного глянца.