13. Проклейка изнутри корпуса модели корабля
Основной этап работы по формированию оболочки корпуса закончен.
Теперь её необходимо проклеить изнутри жидкоразведённой эмульсией ПВА, что бы придать ей
необходимую жёсткость и предохранить от дальнейшей деформации.
Делать это лучше с помощью рыхлой обёрточной бумаги.
Бумагу заранее необходимо нарвать вдоль волокон на полоски шириной от
2 до 6-8 см. Причём главное - именно нарвать, а не нарезать: так в итоге получится более
однородная структура бумажной массы. А затем замочить в воде на несколько часов.
Начиная проклеивание, сперва стоит наклеить узкие полоски бумаги (здесь как раз лучше отрезанные) вплотную к
кромкам листов обшивки, идущих от борта к борту, а затем так же, даже в два
слоя, вдоль кромок выкроек бортов так чтобы не было больших перепадов уровня
поверхности. Это нужно для того, что бы избежать образования пузырей в непроклеенных
участков в дальнейшем.
Особое внимание стоит уделить усилению в корме – опыт показывает, что именно транец при
дальнейшей обработке часто оказывается слабым местом где соединение может начать
разваливаться.
Потом проклеить эти швы полосками поверх предыдущих, и наконец, заклеить бумагой
всю внутреннюю поверхность днища. Лучше сделать это в два, а для больших моделей
и в три слоя, дав первому просохнуть как минимум в течение часа-полутора.
Кисть для этой работы стоит выбрать с не очень длинным и достаточно жёстким
ворсом. Ею будет удобнее сильно притирать наклеиваемую бумагу. Это очень важно,
т.к. при высыхании бумага усохнет и может отстать от поверхности. Чтобы этого не
произошло, через 15-20 минут после окончания наклеивания каждого слоя стоит с
усилием пройтись ещё раз влажной кистью по всей поверхности, придавив возможно
отстающие места.
При проклеивании необходимо внимательно следить за направлением волокон бумаги, о чём уже
говорилось ранее. Полоски, накрывающие швы идут, естественно, вдоль них, а
листки, оклеивающие всю поверхность – уже вдоль оси. Это уменьшит возможность
деформации корпуса.
Проклееный изнутри корпус модели корабля "Ингерманланд" с распорками в носовой и кормовой оконечностях
для предотвращения сворачивания бортов выглядит примерно так.
Главное – как и ранее соблюдать симметричность и категорически избегать
диагонального направления волокон – достаточно одной идущей наискосок полосы, и
весь корпус после высыхания может вывернуть винтом. Не сильно, но ощутимо.
Если какой то участок поверхности больше других выступает наружу, (а это, как правило, неизбежно -
сказывается приблизительность определения контуров картонных деталей), то изнутри его необходимо
проклеить дополнительно несколькими слоями бумаги. В дальнейшем это позволит сошлифовать выпуклость,
не ослабив данный участок корпуса.
После того, как вся работа будет готово, дайте корпусу немного просохнуть (примерно полтора-два часа),
потом возьмите его и рассмотрите хорошенько чтобы убедиться в отсутствии
деформаций. С этой целью положите линейки на кромки борта перпендикулярно корпусу –
на носу и на корме – и внимательно посмотрите на них вдоль оси корпуса: линейки должны быть
строго параллельны. Если нет – пока корпус ещё не просох окончательно,
деформацию можно скорректировать просто руками, развернув его в нужную сторону.
Возможно, что эту операцию придётся повторить ещё.
В этом случае контролировать процесс сушки нужно будет особенно тщательно, т.к.
если деформация сохранится после окончательного высыхания, исправить её будет
довольно сложно.
Корпус полностью высохнет затвердеет и приобретёт окончательную жёсткость примерно за сутки – двое
(в зависимости от толщины слоя бумаги и погоды). В это время стоит ещё раз-другой убедиться в
отсутствии деформации, проверив правильности формы линейками.