8.2 Килевая рама модели корабля
При расположении силуэтов изготавливаемых деталей на большом листе толстого картона необходимо обязательно учитывать,
что практически любой картон, впрочем, так
же как и почтьи любая бумага, имеют, подобно древесине, конкретное определённое направление волокон бумажной массы.
Оно, как правило, довольно хорошо заметно на глаз и на листах стандартного формата А4 обычно проходит вдоль параллельно длинной стороны.
Это определяет направление оси наибольшей жесткости листа – вдоль этой оси лист бумаги или картона легче
всего скручивается. Проверить так-ли это на самом деле, можно если намочить одну из поверхностей листа - по этому
направлению лист и свернётся. Поэтому, что бы по возможности избежать дальнейших лишних деформаций, длинные
детали, которые конструктивно не должны будут скручиваться лучше всего располагать вдоль волокон,
при этом крайне нежелательно поперёк иначе они потеряют жёсткосить, и
категорически запрещено по диагонали под углом. Деталь, выкроенную таким образом неизбежно покоробит даже при
простом небольшом изменении влажности воздуха и она испортит всю конструкцию.
Что бы избежать монотонной кропотливой и не всегда достаточно точной разметки отдельных деталей на листе картона, лучше просто наклеить на него
вырезанную из распечатанного чертежа выкроику силуэта рамы. При этом гораздо лучше пользоваться
клеем "Момент" – он, в отличие от эмульсии ПВА, не впитывается в бумажно-картонную массу
и, следовательно, при дальнейшем высыхании не повлечёт за собой последующей деформации готовых собранных узлов.
Это положение применимо и к
склейке по толщине любых достаточно тонких листов – не важно, без разницы – бумаги, шпона или картона
(наклеивая здесь бумажную выкройку, как раз таки можно аккуратно воспользоваться и ПВА, нанося её на
отдельные точки)
Принимая во внимание то, что жесткость готовой килевой рамы определяет всю дальнейшую конструкцию, стоит
изготовить её из двух или трёх, а если строится большой, например, более 30 сантиметров в длину корабль, то
даже и из четырёх слоёв толстого картона, сплочённых на "Момент" - ПВА здесь уже категорически не годится.
Ну а для модели с корпусом, превышающим 45 - 50 см в длину картон уже не сможет обеспечит необходимую жесткость каркаса при дальнейшей работе,
и во избежание последующих деформаций набора здесь уже необходимо использовать фанеру толщиной 5-7 мм.
При этом надо проследить, ч.б. направление волокон наружных слоёв обязательно шло вдоль полосы фанеры.
Из таких-же соображений (для предотвращения деформаций) при изготовлении симметричных картонных деталей
стоит размечать детали для склеивания зеркально симметрично – таким
образом, что бы при последующей склейке одна и та же поверхность первоначального листа картона смотрела
бы, что называется
"на себя сама".
Если не удастся подобрать лист подходящего картона необходимого размера, можно при желании и соединить фрагменты одного слоя выкрлойки
приблизительно под углом 45 градусов к линии волокон то есть "на ус", строго соблюдая параллельность волокон, и разнеся места сращивания
как можно дальше одно от другого в
различных участках рамы.
Выкраивать и вырезать отдельные слои многослойной детали лучше по одному – то есть - вырезал слой – наклеил на картон, снова вырезал –
снова наклеил и так далее. Иначе вырезая сразу толстую дедаль её неизбежно где нибудь да покоробит.
При этой операции бывает удобно пользоваться как простыми ножницами, так и упомянутыми в главе
"Инструменты" небольшими плоскими резцами, так как при работе с одними только ножниами толстый картон часто деформируется, мнётся и даже
иногда может сломаться. Пазы для сборки деталей удобнее располагать такаим образом, что-бы шпангоуты надевальсь на раму сверху.
При вырезании пазов лучше пользовать только одними широкими плоскими
резцами, т.к. ножницы могу сильно помять картон, а сперва вначале прорезать конец паза узким резцом соответствующей ширины, равной или чуть большей, чем ширина паза.
Ну а давать рекомендации по выпиливанию рамы из фанеры не буду - любой, посещавший в школе уроки труда, справится с этим без особых проблем.