7.2 Проекции теоретического чертежа в судомоделировании
Как уже было сказано ранее, аналогично обычному классическому черчению теоретический чертёж корпуса корабля так-же состоит из трёх
проекций, каждая из которых составлется из линий, полученных в результате пересечения наружной поверхности днища с группой параллельных друг другу секущих плоскостей.
Первая группа таких плоскостей проводится вертикально вдоль параллельно так называемой "диаметральной плоскости" (ДП) - разделяющей корпус
на две симметричные половины. При этом получается группа линий, составляющая проекцию, которую принято называть "бок" – рис. 7.1.
Собственно для постройки модели кривые линии этой проекции не нужны, нас интересует только то, что на ней отмечаются расстояния,
на которых будут проводиться плоскости проекции "корпус" и производится нумерация шпангоутов, как описано далее. Эти расстояния, будучи наибольшими
посередине корпуса (как правило, по обеим сторонам мидельшпангоута) постепенно уменьшаются по мере приближения к носовой и кормовой оконечностям в связи
с увеличением кривизны поверхности.
Вторая группа плоскостей проходит горизонтально, параллельно плоскости конструктивной ватерлинии (КВЛ) и аналогично первому случаю так-же идущими
более часто от середины к периферии.
Их пересечение с поверхностью корпуса даёт горизонтальную проекцию, называемую "широта"
(или "полуширота", так как обычно изображается только одна половина симметричной группы обводов) это показано на рис. 7.2.
В нашем случае эта проекция, так-же, как и первая, при строительстве модели
не используется, так как обводы, полученные при применении двух оставшихся проекций вполне достаточны и здесь она упомянута, что называется,
"для общей эрудиции".
Построение и вычерчивание контуров участков палубного настила удобнее делать по обыкновенному виду сверху.
Третья проекция и в нашем случае и вообще является самой важной – она образуется пересечением поверхности
корпуса с плоскостями, параллельными вертикальной плоскости, проходящей перпендикулярно и диаметральной полоскости и к плоскости ватерлинии
поперёк корпуса корабля. При этом образуются очертания контуров шпангоутов, определяющих весь дальнейший
набор корпуса модели. Эта проекция поэтому так и называется "корпус" – рис. 7.3.
Самый большой и широкий шпангоут называют "мидельшпангоутом" от слова "midle" - середина, хотя раньше он далеко не всегда был расположен строго по середине длины. На парусных кораблях,
особенно на старинных, из-за их несколько "каплеобразной" или может даже "рыбообразной" формы корпуса он, аак правило, несколько смещён к носовой части.
В современном судостроении стало принято различать мидельшпангоут и миделевое сечение корпуса. В это случае под первым случаем понимается шпангоут,
расположенный именно в центре корпуса (посередине между носовым и кормовым перпендикулярами, проведёнными на границах КВЛ, миделевое сечение же расположено именно на самой широкой части,
и так-же обычно несколько смещено вперёд, хотя нередко оказывается и позади соответствующего шпангоута.
На проекции "корпус" мидель всегда изображается
целиком. Остальные шпангоуты рисуются только по одной половинке. Традиционно принято слева от оси на чертеже
располагать шпангоуты кормовой оконечности судна, а справа – носовой части.
Нумерация шпангоутов может быть принята различной - иногда Мидель обозначают как "0", а от него к носу и корме идут шпангоуты со знакам "+" и "-" соответсвенно.
Чаще же нумерация ведётся просто от носа к корме корабля.
Думаю, что для начала этих сведений вполне достаточно, что бы приступить к работе над моделью.
v