Минифлот, изготовление моделей кораблей на заказ, ремонт моделей

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

 Модель бронеосца Ретвизан

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма
Школа для начинающих
Реставрация и ремонт моделей кораблей

Основные инструменты
Резцы

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


СОДЕРЖАНИЕ

1.   Пролог
2.   Основы технологии
Основные материалы
3.1.  шпон
3.2.  шассив древесины
3.3.  картон
3.4.  бумага
4.1.  клеи
4.2.  лак
4.3.  краски
4.4.  ткань
4.5.  металл
Инструменты
5.1.  дрель
5.2.  струбцины
5.3.  пилы
5.4.  ножи
5.5.  напильники
5.6.  разное
5.7.  прочие мелочи
6.   Выбор прототипа
7.   Чертёж
8.   Килевая рама
9.   Шпангоуты
10.   Каркас
11.   Борт
12.   Оболочка корпуса
13.   Проклейка изнутри
14.   Оклеивание снаружи
15.1  Шлифоавальный круг
15.2  Шлифовка основы
16.   Корабельная обшивка
17.   Подбор шпона
18.   Раскрой шпона
19.   Обшивка модели
20.   Шлифовка обшивки
21.   Расцветка старинных кораблей
22.   Окраска борта модели
23.   Днище
24.   Пушечные порты
25.   Опоры модели
26.1  Палубы кораблей XVII в
26.2  Палубы кораблей XIX в
27.   Палубы модели
28.   Переборки
29.   Установка палуб

Продолжение

Предыдущее - 5.3. - Пилы   [5.4]   Дальше - 5.5. - Шлифовальный инструмент

Купить модели кораблей

5. Модели кораблей - инструменты для резания
5.4 Ножи и резцы.

В судомоделизме, особенно при строительстве моделей парусных кораблей, их в работе понадобится весьма приличный комплект.

Свой самый старый, любимый и необходимый нож я сделал себе, работая столяром, ещё лет 25 назад из ножовочного полотна по металлу.
В магазинах в продаже таких ножей не бывает, по крайней мере, я не видел ни разу. Без такого, при использовании описываемой здесь технологи, работать практически невозможно – качественно нарезать шпон на полоски (да и вообще работать со шпоном) можно только им. Он когда-то был длиннее сантиметров на пять-шесть(!) – по ходу работ сточился…

Инструменты для изготовления моделей кораблей - резец

Так, что если надумаете делать аналогичный, то возьмите с некоторым запасом по длине. Выбирая полотно на лезвие, попробуйте его согнуть: если это удастся и полотно останется согнутым – оно не подойдёт - слишком мягкое. А вот если сломается – будет в самый раз. Из обломка и сделаете. На лезвие возьмите кусок подлиннее: чтобы оно прошло почти через всю рукоятку.

На ручку лучше всего подойдёт твёрдая (не ниже 3,5 по Бринелю), плотная (не менее 0,60 - 0,65 м3) и достаточно вязкая древесна - чтобы не деформировалась при усилии в работе. Из широко распространённых - лучше всего - граб, дуб, бук, ясень. Из наших пород (наших - для региона Санкт-Петербурга и области) - берёза, или из садовых - яблоня, вишня, слива. Всё остальное, что растёт в диком состоянии у нас - слишком мягкие и для рукоятки не годятся.

Лучше всего сделать рукоять следующим образом - вырубив заготовку - "баклушу" с достаточно большим припуском на обработку, расколите её вдоль и прострогав рубанком поверхности раскола, точно подогнав их друг к другу, в каждой половинке в этих простроганных поверхностях пропилите таким-же полотном, что и пойдет на лезвие, динный продольный паз глубиной, примерно равной половине ширины полотна. С таким расчётом, что-бы вставив в эти пропилы лезвие, половинки можно было-бы склеить между собой, и лезвие не "гуляло-бы в пропиле ни по ширине , ни по толщине. В итоге готовый нож в сечении будет выглядеть примерно так:

Сечение ножа для строительства моделей кораблей

Если точно подогнать строганные поверхности окажется затруднительно, то можно поступить следующим образом - расколоть баклушу на две неравные части и пропил сделать только в большей. После чего в этот паз вклейте полотно для ножа и после этого обратно склейте две половинки "баклуши". Получившуюся заготовку ножа теперь можно окончательно обработать так, что-бы она удобно сидела в руке при резьбе. Надо только проследить, что-бы острый кончик лезвия при его последующей заточе оказался со стороны той части рукоятки, в которой был сделан пропил. Иначе при нажиме на нож во время работы более тонкая половинка ручки может начать трескаться.

Закругление на конце рукоятки сделано тоже не случайно: им очень удобно притирать приклеиваемые (особенно при работе с клеем "Момент") детали, да и просто загладить иногда возникающие неровности.

Обратите внимание на заточку лезвия – она обязательно должна быть односторонняя, при этом сточена именно правая сторона – т.е. затачивается таким образом, что-бы если резать ножом шпон по линейке, ведя нож как карандаш, то к линейке прижимается его плоская сторона, а сточенная фаска смотрит от Вас. Угол лезвия (между режущей кромкой и продольной кромкой полотна) - примерно 30 градусов, угол заточки (между плоскостями полотна и сточенной фаски) – 15-20 градусов. Затачивая лезвие, лучше сделать острый кончик но той стороне полотна, где нет зубьев. Сторона с зубьями на таких полотнах дополнительно закаливается и кончик получится слишком хрупким.

Из того же ножовочного полотна стоит сделать и маленькие плоские тонкие прямые, типа маленьких стамесок, только с короткими - примерно 10-20 миллиметров в зависимости от ширины лезвиями - резцы разной ширины: 4, 6, 8, 12 мм с таким-же углом заточки – эти резцы, хоть и не сразу, но постепенно все где-нибудь да обязательно пригодятся.

В магазинах инструментов можно найти в продаже специальные наборы для резьбы по дереву с полукруглыми резцами разных размеров - церазиками. Это могут быть и ножи для гравировки по дереву - штихели.

Инструменты для постройки моделей кораблей - штихели

Они тоже рано или поздно, но почти наверняка обязательно понадобятся при строительстве модели корабля, особенно парусного с богатым декором и сложной архитектурой. Так что если будет возможность - купите и их. Лучше, если это будут не стамески, а именно резцы с тонкими и сравнительно короткими лезвиями лезвиями - 1-2 мм и 20-25 мм соответственно. Классической полукруглой стамеской с длинным мощным лезвием мелкие работы выполнять довольно сложно, да и затачивать её весьма затруднительно.