3. Основные материалы для строительства моделей кораблей
3.1 Шпон
Тонкие, толщиной от 0,6 до 1,5 мм листки древесины. Как правило градация толщин идёт с шагом в 0,2 мм. Т.е. 0,6, 0,8, 1,0, 1,2 и 1,5 мм
Это первое не по порядку применения в работе по строительству моделей парусных кораблей, а по необходимости, и,
скорее всего, по сложности добывания - шпон твёрдолиственных пород.
Едва ли, как
когда-то, его удастся
купить в магазинах типа "Юный техник", но если в городе достаточно много мебельных предприятий, в том числе и
работающих с ценными породами древесины, делающими индивидуальные заказы. "Сев на телефон"
и, задавшись целью, можно (проверено) найти такие, где вникнут в положение и не
откажутся поделиться многочисленными отходами.
Если не получится, то можно попробовать найти необходимый материал на судомодельных форумах, например "Верфь на столе".
По методу изготовления шпон бывает строганным и лущёным - т.е. полученный лущением древесины -
как бы разматыванием круглого чурака (бревна) с помощью длинного ножа.
Нам в работе нужен строганый шпон. Лущёный идёт в основном на произволдство фанеры и спичек и для работы не годится -
у него слишком неровная поверхность и маленькая прочность.
Поэтому ища по предприятиям отходы, уточняйте, какие именно Вам нужны.
Раздобыв их, конечно, нужно выбрать наиболее подходящие для работы.
Для палубы
оптимально подойдут бук
,
берёза или ясень.
Из бука или берёзы хорошо набирать палубу из отдельных досок, а если на моделях Ваших кораблей Вы планируете сделать палубу,
облицованную единым листом, то оптимально подойдёт шпон ясеня, где линии годовых волокон, хотя и с некоторой натяжкой,
но вполне могут имитировать поверхность, набранную из отдельных досок.
Светлые полосы орудийных портов военных парусников прекрасно получаются из клёна - его древесина плотная,
в неё не набивается пыль при шлифовании, что может испортить работу, но и в то же время вполне мягкая и хорошо режется, давая ровный срез.
На обшивку борта и подводной части
корпуса лучше всего подойдут:
орех
и красное дерево
.
Их сортов - великое множество.
Главное выбрать наиболее подходящий для обшивки подводной части - достаточно гибкий и эластичный.
Выбрав приглянувшийся
кусок (лучше, если он будет с ровными параллельными волокнами), прочертите по
нему ногтем: хорошо, если останется чёткая вмятая линия - значит древесина
мягкая, и будет легка в работе.
Попробуйте сломать узкую полоску: если сразу хрустнет и охотно развалится на две
части - скорее всего, то же самое произойдёт и при попытке придать ей округлую
форму корпуса. Замачивание или распаривание, конечно, могут выручить, но очень
осложнят работу. Если же в месте перелома половинки окажутся соединены
неразломившимися волокнами, которые иногда даже трудно разорвать - то, что надо.
Такой шпон даже сухим легко ляжет на округлый нос корабля и примет необходимые очертания (а
это - главная сложность при
облицовке).
Оптимальная толщина шпона для обшивки - 0,8 мм. Хотя, к сожалению, эта толщина сейчас практически не встречается,
и всё массовое производство шпона переведено на толщину 0,6 мм. Но так как этот шпон более тонкий, он воспримет каждую
шероховатость на корпусе и есть риск прошлифовать облицовку насквозь, поэтому подготовку поверхности в этом случае н
ужно провести особенно тщательно. Если шпон окажется толще - будет
труднее придать ему нужную форму.
Для других деталей модели, особенно крпуса корабля, при работе могут пригодиться и тонкие и
толстые куски, поэтому берите всё, что найдёте. Чем разнообразнее будут Ваши
запасы, тем проще будет выбрать подходящий для работы кусок и тем более впечатляющим
получится конечный результат.