Такелаж корабля
Такелаж парусных кораблей вплоть до ХХ века изготавливался из пеньковых конопляных (в некоторых странах, как правило -
более южных, или имеющих соответствующие колониальные владения в тропиках - из джутовых)
тросов специальной многократной "корабельной" свивки и различной толщины.
Потребности в корабельных тросах во времена развитого парусного мореплавания были огромны, снасти изнашивались достаточно быстро,
и в течении XVII - XVIX веков крупнейшим поставщиком конопляной пеньки для флотов всех стран северной и центральной Европы была Россия.
Стоячий такелаж, служащий для неподвижной фиксации элементов мачт и бушприта — штаги, ванты и фордуны - у судов того времени
почти всегда тировался - пропитывался специальной смолой - тиром - для долговечности, защиты от намокания и гниения, и поэтому
он имел тёмно-коричневый, практически чёрный цвет.
Диаметр всех тросов стоячего такелажа определялся исходя из толщины принятого за единицу его самой толстой снасти - грота-штага,
а он, в свою очередь, принимался равным 0,166 диаметра грот-мачты. [1].
Тогда диаметр основных тросов составлял:
- фока-штаг и ватер-штаг - 0,8,
- бизань-штаг — 0,4,
- ванты мачт — грот- 0,5,
фок- 0,4
бизани- 0,25.
Аналогичные соотношения были рассчитаны
практически для всех тросов как стоячего, так и бегучего такелажа в зависимости от несомой ими нагрузки.
Самой толстой снастью
на всём корабле был якорный канат с толщиной 1,1.
Бегучий такелаж служащий для обеспечения подвижности реев и парусов должен был быть возможно более мягким для удобства работы,
поэтому изредка, в исключительных случаях, он мог пропитываться конопляным маслом, а чаще не подвергался никакой дополнительной
обработке и имел светло-бежевый цвет натуральной пеньки.
Якорный канат так же был естественного цвета.
Самыми толстыми снастями бегучего такелажа были фалы грота- и фока- реев, а так-же галсы соответствующих парусов — 0,5 грота-штага.
Такелаж модели
Оснастка модели выполнена из хлопчато-бумажных нитей соответствующих цвета и толщины.
Стоячий такелаж — чёрный, бегучий тонирован
морилкой под цвет, по возможности, наиболее соответствующий цвету натуральной пеньки.
Элементы такелажа наибольшего диаметра
(фока- и грота-штаги и якорный канат) имеют двойную свивку.
Остальные тросы - одинарной свивки.
Снасти стоячего такелажа
на модели корабля имеют четыре, а бегучего — три градации толщины.