Имя
«Нева» носили три яхты, причём две первые имели практически одинаковые размеры и однотипное парусное вооружение брига.
Установить, к какой именно яхте относится приведённый чертёж достаточно сложно по следующей причине.
Вопреки издавна существующей во флотах практически всех стран традиции не иметь двух кораблей с одним и тем-же названием одновременно (особенно для однотипных судов),
вторая яхта была построена и названа тогда, когда первая еще продолжала находится в строю.
Константин Павлович после Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов стал главнокомандующим Войска Польского и наместником императора России в Польше,
а в июне 1831 года умер. Таки образом, вторая яхта едва-ли могла предназначаться для него.
Однако на на чертежах кораблей всё-же практически всегда принято указывать именно год их строительства.
Таким образом, указанная на чертеже дата - 1831 год может одновременно относится и к состоянию первой яхты на этот период и к году постройки второй.
Хотя, принимая во внимание приведённый в этой статье акварельный рисунок, можно с с некоторой вероятностью отнести чертёж к первой яхте, и, таким образом принять,
что указанная на нём дата является ошибочной. Тем не менее, полагаю, что
здесь в равной степени уместно будет привести сведения об обеих яхтах, тем более, что и по одной, и по другой информация достаточно скудная.
Первая
яхта "Нева"— небольшая 12-пушечная яхта-бриг была построена в Санкт-Петербурге в Главном Адмиралтействе
в 1808–1809 годах и именно она предназначалась для великого князя Константина Павловича.
Её основные размерения:
Длина корпуса 21,6 м.
Ширина 5,7 м.
Осадка 2 м.
Точная дата закладки не сохранилась, известен только год. Яхта была спущена на воду 17 мая 1809 г.
Строитель - Григорий Степанович Исаков (1775—1854) построивший более 30 различных судово - от яхт до больших линейных кораблей 1-го ранга.
За постройку этой яхты он был награждён именным перстнем с бриллиантом.
Константин Павлович в это время был командующим Гвардейским флотским экипажем и яхта получила второе неофициальное название "Гвардейской".
По сведениям Морского интернет клуба
"Кубрик"
В о время войны 1812 г. яхта находилась в Кронштадте при Балтийском корабельном флоте. В 1813 г. была переведена в порг города Выборг.
В промежутки времени с 1818 по 1823 и с 1828 до 1829 годы «Нева» в составе отрядов учебных судов с кадетами и гардемаринами совершала тренировочные плавания
между С.–Петербургом и Кронштадтом. Затем была переведена в Курляндскую губернию (современная Латвия). С 1830 года
служила брандвахтой в Риге. В 1831—1837 гг. так-же в качестве брандвахты находилась в устье Западной Двины. Яхта была разобрана в Риге в 1838 г.
Вторая
"Нева" — императорская яхта, строилась в 1830–1831
годах на Охтинской верфи под руководством Вениамина Фомича Стоке,
английского мастера-кораблестроителя на русской службе.
Стоке наиболее известен как ведущий мастер при постройке знаменитого фрегата "Паллада", но, как принято полагать, особенно ему удавались суда малых форм.
Он хорошо чувствовал их специфику и находил наиболее удачные приёмы и стилистику их декора.
Об этой яхте сведений ещё меньше.
Вооружение её составляло 14 3-фунтовых пушек.
Длина между перпендикулярами (по ватерлинии) 22,9 м.
Ширина без обшивки 6,8 м.
Осадка 3 м.
Проектировалась и строилась в качестве придворной яхты.
Заложена 25 августа 1830 г., спущена на воду 25 августа 1831 г.
В период между 1832 и 1846 годами «Нева» в составе учебных парусных отрядов находилась в практических плаваниях между Санкт–Петербургом и Кронштадтом с кадетами Морского корпуса на борту.
30 августа 1834 года она в составе отряда других судов Гвардейского флотского экипажа заходила в Неву и участвовала в торжественной церемонии открытия
Александровской колонны на Дворцовой площади.
В 1841 г. тимберована (т.е. капитально отремонтирована, включая замену и ремонт обшивки) на Охтенской верфи.
Известно, что в 1849 году она была переоборудована в лоцманское судно и получила имя «Мензула».
В этом качестве она принимала участие в проведении в акватории Финского залива большой парусной регаты в 1852 году.
О её дальнейшей службе сведений не сохранилось.
Таким образом, хотя и не представляется возможным достоверно установить принадлежность приведённого чертежа к первой или второй яхте,
оно не отменяет изящества и красоты этого совсем небольшого парусного судна.
Оно изображено на акварели известного Русского художника-мариниста Льва Феликсовича Лагорио (1826 — 1905).
На рисунке указана дата - цифры несколько неразборчивы, но похоже, что 1812 год. Видимо, можно предположить, что художник, будучи так-же иквалифицированным историком,
по архивным материалам реконструировал внешний вид яхты на тот период.
И, наконец, третья яхта с тем-же именем — 12-пушечное судно, с парусным вооружением как трехмачтовый люгер, была заложена 20 июля 1848 г. так-же на Охтенской верфи.
Строитель- корабельный мастер Шаттен.
Спуск на воду состоялся 16 мая 1849 г.
Яхта имела длину корпуса 19,8 м, ширину без обшивки 6,4 м, осадку 3,1 м; вооружение - 12 орудий. Предназначалась для великого князя Алексея Александровича и так-же как и первая,
была приписана к Гвардейскому экипажу.
В промежуток между 1847 и 1851 и в 1853 годах третья "Нева" ходила с учебными рейсами между С.–Петербургом и Кронштадтом. А в 1856–1859 годах она и между другими портами
Финского залива. 5 января 1863 года и эта яхта была исключена из списков судов флота.