Минифлот, изготовление моделей кораблей на заказ, ремонт моделей

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Готовая модель ледокола Ленин.

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма
Школа для начинающих
Изготовление моделей кораблей на заказ и как хобби

Матросские койки
история

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


   30.1 Остов
   30.2 Киль
   30.3 Материал
   31.1 Форштевень
   31.2 Шаблон
   31.3 Изготовление
   31.4 Установка
   31.5 Ахтерштевень
   31.6 Монтаж киля
   32.1 История руля
   32.2 Руль XVIII-XIX вв.
   32.3 Изготовление руля
   33.1 Отделка корпуса
   33.2 Лакирование
   34.1 Ватерлиния
   34.2 Ватерлиния-2
   35.1 Стапель
   36.1 Планширь
   37.1 Гальюн
   38.1 Корма
   39.1 Деталировка
           корпуса
   39.5 Ростр
   40.1 Балюстрады
   40.3 Леера
   41.1 Битенги
   41.2 Шпили
   42.1 Артиллерия
   42.2 Стволы
   50.1 Койки

Купить модели кораблей

50.1 Матросские койки - появление и развитие

Впервые идея сделать матросские койки подвесными в виде гамаков пришла Христофору Колумбу, увидевшему аналогичные конструкции у жителей вновь открытых им островов. И уже в одной из следующих своих экспедиций в новый свет он реализовал её на кораблях своей эскадры.

Но ещё почти 250 лет койки, скрученные в рулоны что-бы не загромождать межпалубное пространство с размещённой там артиллерией, продолжали постоянно находиться на нижних палубах, где оборудовались спальные места членов команд судов.

И только в середине XVIII в английском военном флоте появилась схема размещения свёрнутых в одинаковые скатки коек вместе с подушками и матрацами в специальных коечных сетках, оборудуемых поверх планширя корабля. Этим достигалось сразу-же несколько целей. Во-первых – освобождалось свободное место на орудийных палубах, что облегчало работы пушечных расчётов. Во-вторых – в хорошую погоду могли лучше просушиваться и проветриваться. В-третьих выложенные в сетки койки во время боя служили дополнительной защитой для матросов от пуль и картечи противника, и наконец, будучи набитыми лёгким и неномокаемым и не впитывающим воду капковым волокном из коры хлопкового дерева матрац и подушка такой койки служили морякам индивидуальным спасательным средством в случае гибели корабля.

В первое время эти сетки оборудовались только на планширях на фальшборте, затем с увеличением численности экипажей, их стали размещать и на регелях балюстрад по обрезам верхних палуб – особенно шканцов и юта. Ну и наконец с развитием гладкопалубных краблей место коек вновь осталось только на фальшборте, при этом они, однако, могли уже выстраиваться в два ряда, что обеспечивалось расширением пространства сеток.

Уложенные койки, как правило были наклонены в сторону кормы. По сведениям В.П. и П.С.Митрофановых в книге "Школы под парусами" это наклон составлял от 60 градусов к горизонтали на больших кораблях – линейных и фрегатов 1-го класса и до 30 на малых судах. Морским уставом регламентировались нормативы увязки коек в скатки в зависимости от размеров корабля - для больших судов - линейных крупных фрегатов длина скатки составляла 1,5 аршина (1,07 м) и для меньших - 1,25 аршина (90 см) (для малых фрегатов – 5-го и 6-го рангов, для бригов, корветов и т.п.).

Это различие, видимо, обуславливалось большим количеством свободного места на планшире небольшого судна в расчёте на одного члена экипажа, а койки старались, по возможности, размещать по всей длине борта, кроме тех мест, где они могли-бы мешать матросам, или не было необходимости в их защитных функциях.

С завершением эпохи парусного и с развитием парового военного флота традиционная конструкция коечных сеток так-же ушла в прошлое. Однако название сохранилось, так-же как и принцып укладки скаток в специально отведённые для них ёмкости на палубах и мостиках кораблей. Только теперь это были уже не классические сеточные желоба на плашшире вдоль всего фальшборта, а специальные закрытые снаружи и сверху ящики по краю мостиков или палубы, одновременно играющие и роль их ограждения.

Защитная функция скаток с учётом развития броневой защиты кораблей в этом случае тоже уже не имела большого значения, а основная их задача теперь сводилась к роли спасательных средств в случае гибели корабля.