50.1 Матросские койки - появление и развитие
Впервые идея сделать матросские койки подвесными в виде гамаков пришла
Христофору Колумбу, увидевшему аналогичные конструкции у жителей вновь открытых
им островов. И уже в одной из следующих своих экспедиций в новый свет он
реализовал её на кораблях своей
эскадры.
Но ещё почти 250 лет койки, скрученные в рулоны что-бы не загромождать
межпалубное пространство с размещённой там артиллерией, продолжали постоянно
находиться на нижних палубах, где оборудовались спальные места членов команд
судов.
И только в середине XVIII в английском военном флоте появилась схема
размещения свёрнутых в одинаковые скатки коек вместе с подушками и матрацами в
специальных коечных сетках, оборудуемых поверх планширя корабля. Этим
достигалось сразу-же несколько целей. Во-первых – освобождалось свободное место
на орудийных палубах, что облегчало работы пушечных расчётов. Во-вторых – в
хорошую погоду могли лучше просушиваться и проветриваться. В-третьих выложенные
в сетки койки во время боя служили дополнительной защитой для матросов от пуль и
картечи противника, и наконец, будучи набитыми лёгким и неномокаемым и не
впитывающим воду капковым волокном из коры хлопкового дерева матрац и подушка
такой койки служили морякам индивидуальным спасательным средством в случае
гибели корабля.
В первое время эти сетки оборудовались только на планширях на фальшборте, затем
с увеличением численности экипажей, их стали размещать и на регелях балюстрад по
обрезам верхних палуб – особенно шканцов и юта. Ну и наконец с развитием
гладкопалубных краблей место коек вновь осталось только на фальшборте, при этом
они, однако, могли уже выстраиваться в два ряда, что обеспечивалось расширением
пространства сеток.
Уложенные койки, как правило были наклонены в сторону кормы. По сведениям В.П.
и П.С.Митрофановых в книге "Школы под парусами" это наклон составлял от 60
градусов к горизонтали на больших кораблях – линейных и фрегатов 1-го класса и
до 30 на малых судах. Морским уставом регламентировались нормативы увязки коек
в скатки в зависимости от размеров корабля - для больших судов - линейных
крупных фрегатов длина скатки составляла 1,5 аршина (1,07 м) и для меньших -
1,25 аршина (90 см) (для малых фрегатов – 5-го и 6-го рангов, для бригов,
корветов и т.п.).
Это различие, видимо, обуславливалось большим количеством свободного места на
планшире небольшого судна в расчёте на одного члена экипажа, а койки старались,
по возможности, размещать по всей длине борта, кроме тех мест, где они могли-бы
мешать матросам, или не было необходимости в их защитных функциях.
С завершением эпохи парусного и с развитием парового военного флота традиционная
конструкция коечных сеток так-же ушла в прошлое. Однако название сохранилось,
так-же как и принцып укладки скаток в специально отведённые для них ёмкости на
палубах и мостиках кораблей. Только теперь это были уже не классические сеточные
желоба на плашшире вдоль всего фальшборта, а специальные закрытые снаружи и
сверху ящики по краю мостиков или палубы, одновременно играющие и роль их
ограждения.
Защитная функция скаток с учётом развития броневой защиты кораблей в этом случае
тоже уже не имела большого значения, а основная их задача теперь сводилась к
роли спасательных средств в случае гибели
корабля.