Минифлот, изготовление моделей кораблей на заказ, ремонт моделей

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Готовая модель ледокола Ленин.

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма
Школа для начинающих
Изготовление моделей кораблей на заказ и как хобби

Палубное оборудование
кофель-нагели и битенги

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


   30.1 Остов
   30.2 Киль
   30.3 Материал
   31.1 Форштевень
   31.2 Шаблон
   31.3 Изготовление
   31.4 Установка
   31.5 Ахтерштевень
   31.6 Монтаж киля
   32.1 История руля
   32.2 Руль XVIII-XIX вв.
   32.3 Изготовление руля
   33.1 Отделка корпуса
   33.2 Лакирование
   34.1 Ватерлиния
   34.2 Ватерлиния-2
   35.1 Стапель
   36.1 Планширь
   37.1 Гальюн
   38.1 Корма
   39.1 Деталировка
           корпуса
   39.5 Ростр
   40.1 Балюстрады
   40.3 Леера
   41.1 Битенги
   41.2 Шпили
   42.1 Артиллерия
   42.2 Стволы
   50.1 Койки

Предыдущее - 40.5 Монтаж леерного ограждения     [41.1]     Дальше - 41.2 Шпили и брашпили

Купить модели парусников

41.1 Кофель-нагельные планки и битенги

Кофель-нагельными планками называли специальные толстые доски или брусья, к которым оттягивалися ходовые концы снастей бегучего такелажа. В них проделывались отверстия, куда вставлялись специальные деревянные или металлические штыри – нагели, и служившие для закрепления тросов. Эти планки могли устанавливаться на битенгах около мачт (спереди, сзади или по бокам), а монтироваться на внутренней стороне фальшборта или так-же на битенгах параллельно краю палубы в районе установки вант. У старинных парусников роль кофель-нагеля могли так-же играть ворсты — деревянные брусья, соединяющие ванты над талрепами и предохраняющие их от проворачивания при изменении натяжения ванты.

Битенги – толстые монолитные тумбы или вертикальные брусья — стойки, к которым крепились кофель-нагельные планки. В некоторых случаях битенги соединялись между собой другим брусом. Тогда они могли служить для закрепления якорного каната, буксирных тросов или других сильно нагруженных снастей бегучего такелажа.

Возможный примерный вид кофель-нагеля и битенгов дан на рис. 40.81

Изготовление этих узлов, в принципе не должно вызывать особых сложностей. Скажу только, что при всём соблазне изготовить планки из шпона, лучше всё-таки попытаться найти массивные заготовки требуемого сечения, или в крайнем случае самостоятельно выстрогать их из достаточно плотной древесины — самое доступное — из берёзы и при необходимости тонировать. В просверленные отверстия можно тут-же вставить и нагели, зафиксировав их клеем.

В идеале нагели правильной формы вытачиваются на токарном станке. Поскольку мало у кого из начинающих моделистов есть такая возможность, то их можно и приобрести готовыми в специальных модельных магазинах, или, если хочется построить полностью авторскую модель корабля, нарезать их из продающихся там-же деревянных заготовок диаметром 1 миллиметр. В самом крайнем случае, для моделей масштаба мельче, чем 1:100 нагели можно просто нарезать из полоски плотного однородного шпона отрезанной поперёк волокон и шириной, равной длине нагеля. Конечно их сечение в этом случае будет далеко от цилиндрического, но в таком достаточно мелком масштабе это не будет особо заметно и не должно произвести впечатление кустарщины.

В том случае, если отверстии в столь малых деталях окажется сверлить весьма затруднительно, то можно выполнить их по упрощённой схеме, отказавшись от нагелей. Тогда такелаж можно будет заводить в специально сделанные прорези, и тут же фиксировать клеем.

Битенги, служащие стойками планок, вставляются в отверстия, просверленные в палубе, и при необходимости, для квадратных или прямоугольных в сечении стоек, расточенные квадратным надфилем до необходимого размера. В них (стойках) мелкозубым ножовочным полотном (по металлу или специальной модельной пилкой) делаются прорези, в которые вклеивается планка.

Якорные и другие битенги изготавливаются в соответствии с чертежом модели корабля из планок необходимого сечения. Если площадь их контакта с палубой достаточно большая, их можно просто приклеить на палубу в соответствующем месте.