40.1 Балюстрады и заготовка для них на моделях кораблей
В отличие от балюстрад на кормовых балконах и галереях модели парусного корабля, которые видны только с одной стороны и, соответственно,
не просматриваются насквозь, и которые можно позволить себе выполнить достаточно условно, по технологии, как было описано в главе 39,
балюстрады идущие вдоль верхней кромки корпуса, или по срезам палуб, и ограждающие палубы корабля, уже необходимо выполнять более детально.
Здесь можно выделить два различных варианта ограждений: первое – балюстрады с деревянными балясинами — резными,
точёными или прямоугольного сечения - у старинных кораблей, а так-же второе - леерное ограждение с металлическими стойками и
протянутыми между ними тросовыми леерами, появившееся примерно в конце XVIII века. В настоящее время используется только леерное ограждение,
за исключением реконструкций исторических кораблей.
Деревянные балюстрады я, так же как и орудийные лафеты, делаю сразу на несколько кораблей.
Сперва делается специальная рамка из жёсткого картона. Длина её окошка должна быть немного больше длины планируемой балюстрады,
а высота – чуть меньше длины заготовок стоек.
Оговорюсь ещё раз, что во время разработки всей технологии у меня не было возможности ни купить тонкие деревянные заготовки нужного размера, ни
необходимого оборудования, позволявшего их изготовить. Поэтому приходилось довольствоваться самыми "подручными" кустарными методами.
Изготавливать круглые точёные балясины у меня возможности не было, поэтому пришлось остановиться на стойках прямоугольного сечения.
Они делаются из склеенного в два-три слоя шпона. Лучше брать тонкий шпон с самой мелкой, однородной текстурой –
его склеенные листы легче нарезать на полоски без расщепления волокон.
Итак, нарезаются такие узкие полоски сечением примерно 1,2 – 1,8 х 1,5 – 2,5 мм (их кромки, при необходимости, нужно отшлифовать)
и своими кончиками наклеиваются на длинные стороны рамки с шагом, равным расстоянию между стойками.
Тут возможно одно затруднение – если полоски будут довольно длинными, то, вероятнее всего, при нарезании они чуть-чуть деформируются
и окажутся слегка изогнутыми по длине. Поэтому при их приклеивании стоит следить, ч.б. полоски не переворачивались и возможный прогиб
был направлен в одну сторону – так его будет проще нивелировать в дальнейшем.
Затем из одного слоя шпона нарезаются ещё более узкие (1-1,2 мм) полоски и наклеиваются поперёк стоек с шагом, равным высоте ограждения.
Т.к. они тоже не будут идеально прямолинейными (см. чуть выше), наклеивая каждую из них необходимо выравнивать по линейке и давать просохнуть
клею до наклейки следующей. Причём, если окажется справедливым замечание предыдущего абзаца, то первой стоит наклеить полоску посередине,
что бы выровнять и зафиксировать расстояние между стойками. То есть, процесс получается хотя и не сложным, но весьма длительным и трудоёмким…
Однако, в конце концов всё должно получиться и в итоге конструкция будет выглядеть так – рис. 40.31
При склеивании здесь лучше не пользоваться «Моментом» - хотя это, на первый взгляд, и может упростить работу, но может существенно уменьшить
прочность склейки, да и напачкать изрядно…
Готовую решётку необходимо ещё раз с двух сторон тщательно проклеить ПВА, не пропустив ни одно пересечение брусков.
При изготовлении такой заготовки для балюстрады модели парусного корабля можно использовать два варианта - верхние тонкие полоски можно сделать
достаточно узким, и разрезать так, что-бы стойки скреплялись только одной полоской по низу, или сделать их несколько шире и резать вдоль полоски,
разрезая её вдоль по длине — тогда стойки окажутся скреплёнными и по верхним и по нижним концам.