38.1 Корабельная корма - эволюция развития конструкции/span>
На старинных судах корма была четырехугольной, что обуславливалось относительно простой технологией её строительства,
не требующей сложных работ по изгибанию или сочленению элементов контрукции. Такая конструкция кормы, хотя и не отличалась большой прочностью,
но просуществовала почти до конца XIX в.
Такую форму кормы называли «аркассе» или транцевой. Транцами называются поперечные брусья набора корпуса в кормовой части судна.
Упрощённо такую корму можно представить в виде своеобразной стены. В её верхней части (на гакаборте) на плоском щите был размещён пышный декор –
геральдические элементы, характеризующие государственную принадлежность, класс корабля, символизирующие его название.
В нижней части были окна кормовых помещений, а на больших многопалубных кораблях могли быть и галереи и балконы.
Здесь и далее для упрощения терминологии я буду называть деталь, играющую роль этой стенки, транцем.
Корма обычно богато украшалась в соответствии с архитектурной модой эпохи. Богатейшее убранство имела, например,
корма шведского королевского линкора “VASA” – рис. 38.11
Столь богатое убранство имели, разумеется, не все корабли, а только строившиеся специально для монарших особ,
служившие флагманами эскадр. Внешний вид рядовых кораблей, естественно, был гораздо проще.
В кормовой части корабля находились каюты капитана, штурмана и офицеров, каюткампания.
Боковые расширения кормы – свесы, или раковины поддерживались деревянными консолями, установленными на обшивке корпуса.
На них также находились окна служебных помещений и офицерских кают, могли быть балконы и галереи.
Так-же в свесах устраивались штульцы — отхожие места для командного состава.
В первой половине XIX века появилась закруглённая корма – более прочная, обеспечивающая лучшие мореходные качества корабля.
Постепенно исчез и богатый пышный декор. Корма фрегата “Паллада”, например, уже гораздо проще и не имеет столь богатых украшений.
Однако практически плоское завершение – всё тот же транец, традиционно сохраняется, как и некоторые украшения,
в частности геральдические символы и ампирный архитектурный декор– рис.38.12.
А вот корма уже более современных судов, как правило, лишена и его. У барка ”Крузенштерн”, к примеру, корма просто круглая с обязательными,
по международным правилам, нанесёнными на неё именем корабля и названием порта приписки – рис. 38.13.
Хотя и у некоторых из современных судов на корме по-прежнему продолжают присутствовать и украшения,
и вновь вернувшаяся транцевая конструкция, при современных материалах и технологиях уже совершенно не ухудшающая мореходных качеств.
Как, в частности, у учебного парусника ”Мир”