Минифлот, изготовление моделей кораблей на заказ, ремонт моделей

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Готовая модель ледокола Ленин.

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма
Школа для начинающих
Изготовление моделей кораблей на заказ и как хобби

Кормовая оконечность
эволюция развития

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


   30.1 Остов
   30.2 Киль
   30.3 Материал
   31.1 Форштевень
   31.2 Шаблон
   31.3 Изготовление
   31.4 Установка
   31.5 Ахтерштевень
   31.6 Монтаж киля
   32.1 История руля
   32.2 Руль XVIII-XIX вв.
   32.3 Изготовление руля
   33.1 Отделка корпуса
   33.2 Лакирование
   34.1 Ватерлиния
   34.2 Ватерлиния-2
   35.1 Стапель
   36.1 Планширь
   37.1 Гальюн
   38.1 Корма
   39.1 Деталировка
           корпуса
   39.5 Ростр
   40.1 Балюстрады
   40.3 Леера
   41.1 Битенги
   41.2 Шпили
   42.1 Артиллерия
   42.2 Стволы
   50.1 Койки

Предыдущее - 37.6 Крамбол и клюзы     [38.1]     Дальше - 38.2 Определение контуров транца

Купить модели кораблей

38.1 Корабельная корма - эволюция развития конструкции/span>


На старинных судах корма была четырехугольной, что обуславливалось относительно простой технологией её строительства, не требующей сложных работ по изгибанию или сочленению элементов контрукции. Такая конструкция кормы, хотя и не отличалась большой прочностью, но просуществовала почти до конца XIX в.

Такую форму кормы называли «аркассе» или транцевой. Транцами называются поперечные брусья набора корпуса в кормовой части судна.

Упрощённо такую корму можно представить в виде своеобразной стены. В её верхней части (на гакаборте) на плоском щите был размещён пышный декор – геральдические элементы, характеризующие государственную принадлежность, класс корабля, символизирующие его название. В нижней части были окна кормовых помещений, а на больших многопалубных кораблях могли быть и галереи и балконы.

Здесь и далее для упрощения терминологии я буду называть деталь, играющую роль этой стенки, транцем.

Корма обычно богато украшалась в соответствии с архитектурной модой эпохи. Богатейшее убранство имела, например, корма шведского королевского линкора “VASA” – рис. 38.11

Столь богатое убранство имели, разумеется, не все корабли, а только строившиеся специально для монарших особ, служившие флагманами эскадр. Внешний вид рядовых кораблей, естественно, был гораздо проще.

В кормовой части корабля находились каюты капитана, штурмана и офицеров, каюткампания.

Боковые расширения кормы – свесы, или раковины поддерживались деревянными консолями, установленными на обшивке корпуса. На них также находились окна служебных помещений и офицерских кают, могли быть балконы и галереи. Так-же в свесах устраивались штульцы — отхожие места для командного состава.

В первой половине XIX века появилась закруглённая корма – более прочная, обеспечивающая лучшие мореходные качества корабля. Постепенно исчез и богатый пышный декор. Корма фрегата “Паллада”, например, уже гораздо проще и не имеет столь богатых украшений. Однако практически плоское завершение – всё тот же транец, традиционно сохраняется, как и некоторые украшения, в частности геральдические символы и ампирный архитектурный декор– рис.38.12.

А вот корма уже более современных судов, как правило, лишена и его. У барка ”Крузенштерн”, к примеру, корма просто круглая с обязательными, по международным правилам, нанесёнными на неё именем корабля и названием порта приписки – рис. 38.13.

Хотя и у некоторых из современных судов на корме по-прежнему продолжают присутствовать и украшения, и вновь вернувшаяся транцевая конструкция, при современных материалах и технологиях уже совершенно не ухудшающая мореходных качеств. Как, в частности, у учебного парусника ”Мир”