Минифлот, изготовление моделей кораблей на заказ, ремонт моделей

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Готовая модель ледокола Ленин.

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма
Школа для начинающих
Изготовление моделей кораблей на заказ и как хобби

Носовая оконечность
исторический очерк

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


   30.1 Остов
   30.2 Киль
   30.3 Материал
   31.1 Форштевень
   31.2 Шаблон
   31.3 Изготовление
   31.4 Установка
   31.5 Ахтерштевень
   31.6 Монтаж киля
   32.1 История руля
   32.2 Руль XVIII-XIX вв.
   32.3 Изготовление руля
   33.1 Отделка корпуса
   33.2 Лакирование
   34.1 Ватерлиния
   34.2 Ватерлиния-2
   35.1 Стапель
   36.1 Планширь
   37.1 Гальюн
   38.1 Корма
   39.1 Деталировка
           корпуса
   39.5 Ростр
   40.1 Балюстрады
   40.3 Леера
   41.1 Битенги
   41.2 Шпили
   42.1 Артиллерия
   42.2 Стволы
   50.1 Койки

Предыдущее - 36.5 Места крепления снастей     [37.1]     Дальше - 37.2. Расчёт формы гальюна

Купить модели кораблей

37.Носовая оконечность
37.1 Конструкция носовой оконечности кораблей


Выступающая вперёд часть носовой оконечности судна или модели корабля, находящаяся перед форштевнем называется княвдигендом или гальюном. Это название сформировалось ещё в античное время, и к нам пришло из голландского языка.

Изначально, с древних времён, носовая часть корпуса военных кораблей практически всегда заканчивалась тараном. Затем, с развитием артиллерии таран применялся всё реже, сохраняясь, как правило, только у боевых галер.

Однако, в конце XIX – начале XX веков, с появлением парового флота и стальных корпусов, у крейсеров, броненосцев и линкоров таран вновь стал появляться в их конструкции, например, у модели корабля - броненосного крейсера «Память «Азова»» - как видно на рисунке 37.11.

Но во времена развитого парусного флота – «золотой», как его сейчас называют, век паруса, носовая оконечность служила, в основном, для крепления бушприта, такелажа, носовой фигуры и являлась одним из главных украшений корабля. На ней сходился такелаж установленных на бушприте парусов, устанавливались боканцы для оттягивания галсов нижнего паруса на фок мачте - фока , устраивались отхожие места (штульцы) для экипажа. Сквозь клюзы, расположенные в носовой оконечности внутрь корпуса уходил якорный канат.

В XVI – XVII веках княвдигенд далеко выдавался вперёд, украшался пышной резьбой и заканчивался богатой носовой фигурой, чаще символизирующей название или принадлежность корабля. Пример такого оформления - гальюн корабля «Vasa»приведён на рис. 37.1b .

Конструктивно такая форма княвдигенда практически ничем не обуславливалась, и существовала, скорее, в силу сложившейся традиции. Позже, в XVIII – XIX веках, гальюн стал меньше, функциональнее, богатые украшения почти совершенно исчезли, оставив только носовую фигуру, зачастую становившуюся своеобразным символом корабля и, как правило, отражавшую его название. Иногда, правда, продолжали украшать резьбой и регели, и колонны, служившие их шпангоутами, но пышный декор остался в прошлом.

Пример конструкции гальюна линейного корабля рубежа XVIII – XIX веков приведён на рисунке 37.1c

1 – бушприт, 2 – регели, 3 – колоннообразные шпангоуты регелей, 4 – кницы гальюна с якорными клюзами между ними, 5 – решётчатая платформа, 6 –отхожие места (штульцы), 7 – недгедсы (детали остова, предназначенные для увеличения поверхности крепления обшивки и усиления конструкции носа), 8 – галс-боканец (служил для оттягивания вперёд галса – снасти, удерживающей нижний угол паруса), 9 – кран-балка, 10 – место вперёдсмотрящего, 11 – якорные клюзы, 12 – выступающая вверх часть форштевня, служащая опорой для бушприта