36.4. Крепление бегучего такелажа корабля
На настоящих больших многомачтовых парусных кораблях было принято два основных способа фиксации на местах крепления у бортов
снастей бегучего такелажа.
Первый (условно «первый», по счёту, не по важности, конечно же) – там, где к одному и тому-же сравнительно короткому участку борта
сходится много различных снастей (как правило, это такелаж верхних парусов).
В таких местах, обычно на внутренней стороне фальшборта вдоль русленей за вантами позади мачт -
это крепление на кофель-нагельных планках – установленных вдоль борта толстых широких досках с отверстиями,
в которые вставляются точёные деревянные шпильки – нагели.
Нагельные планки могут крепиться непосредственно к фальшборту, могут устанавливаться на специальные стойки или,
гораздо реже, принайтовываться к внутренней стороне вант, выполняя одновременно роль ворста — деревянного бруска,
прикрепляемого к вантам изнутри над юферсами и удерживающего их от проворачивания при изменении натяжения снастей.
При этом способе крепления петли снастей вкладываются в отверстия и фиксируются с помощью нагелей,
на которые сразу надеваются и уложенные в бухты троса свободного конца снасти. Схематично такая кофель-нагельная планка,
установленная на внутренней стороне фальшборта, показана на рис 36.41 .
Этот вариант крепления принят, как правило, для более тонких снастей, не несущих большой нагрузки.
Второй способ фиксации обычно применяется для крепления одиночных, более толстых снастей, на которые приходится значительная,
зачастую неравномерная, рывковая нагрузка, например, для шкотов и галсов прямых нижних парусов.
Для таких снастей принято крепление их на установленные по внутренней поверхности борта крепёжные приспособления —
битенги — специальные конструкции из прочных брусьев, или утки, как на рис. 36.42.
Тогда свободный конец снасти, обычно через блок, проводится через специальное отверстие в борту или фальшборте и наматывается на утку или битенг.