Минифлот, изготовление моделей кораблей на заказ, ремонт моделей

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Готовая модель ледокола Ленин.

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма
Школа для начинающих
Изготовление моделей кораблей на заказ и как хобби

Рулевое управление
XVIII — XIX века

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


   30.1 Остов
   30.2 Киль
   30.3 Материал
   31.1 Форштевень
   31.2 Шаблон
   31.3 Изготовление
   31.4 Установка
   31.5 Ахтерштевень
   31.6 Монтаж киля
   32.1 История руля
   32.2 Руль XVIII-XIX вв.
   32.3 Изготовление руля
   33.1 Отделка корпуса
   33.2 Лакирование
   34.1 Ватерлиния
   34.2 Ватерлиния-2
   35.1 Стапель
   36.1 Планширь
   37.1 Гальюн
   38.1 Корма
   39.1 Деталировка
           корпуса
   39.5 Ростр
   40.1 Балюстрады
   40.3 Леера
   41.1 Битенги
   41.2 Шпили
   42.1 Артиллерия
   42.2 Стволы
   50.1 Койки

Предыдущее - 32.1 Развитие управления кораблём     [32.2]     Дальше - 32.3 Изготовление руля

Купить готовые модели кораблей

32. Корабельный руль
32.2. Руль парусных кораблей XVIII — XIX веков (норманский тип)

Конструктивно такой руль состоял из рудерписа – массивного деревянного бруса, подвижно крепившемуся кованными железными петлями к ахтерштевню, примерно такой же как и сам штевень (или чуть меньшей) толщины, и непосредственно рулевого пера, набранного из двух-трёх отдельных широких досок, соединённых, как правило, стальными (реже — деревянными) поперечными полосами. Перо имело несколько большую, чем рудерпис, толщину, и соединялось с ним коваными пластинами на скобах.
Норманнский кнорр

  Выше уровня воды, к верхней части рудерписа, выступающей над пером – баллеру – жёстко крепился румпель – деревянный рычаг, служащий для поворота пера, и шедший через сквозное отверстие в транце непосредственно к рулевому механизму. Через этот рычаг на руль через специальный привод передавалось поворотное усилие от рулевого рычага (на кораблях до XVII века) или штурвала — в полее позднюю эпоху. Часто сам баллер так же уходил внутрь кормы через небольшое отверстие (гельмпорт) в винтранце, тогда румпель как правило, крепился к нему уже внутри корпуса. Иногда баллер мог заканчиваться и снаружи, не доходя до винтранца.

  Для защиты от возможных случайных повреждений рулевого механизма в случае касания килем грунта, на конце киля иногда делался небольшой треугольный выступ, форму которого повторяла соответствующая выемка на рудерписе, а нижняя кромка рулевого пера была чуть выше нижней плоскости киля. Нижний задний угол пера тоже бы немного скошен. Само перо, особенно на больших кораблях, на случай его поломки или отрыва, во избежание потери руля могло крепиться двумя свободно висящими цепями или, реже, канатами, к бокам транца.

  Возможный вариант внешнего вида крепления и устройства руля на корабле XVIII века приведён на рис. 32.2.
схема подвески рулевого пера модели корабя

  Разновидностью такого способа подстраховывания от потери было подвешивание пера на два уходящих в отверстия по бокам в винтранце троса или цепи.

  Вплотьдо конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков привод рулевого пера заключался в том, что румпель приводился в движение специальным шарнирно закреплённом на оси внутри корпуса рычагом, верхний наружный конец которого сквозь специальную прорезь - узкий поперечный люк выходил на верхнюю палубу — обычно на шканцы сразу позади бизань мачты. Перекладывание руля при смене курса движения корабля осуществлялось наклоном этого рычага в соответствующую сторону.

  Затем, примерно на границе семнадцатого – восемнадцатого веков на смену этому механизму пришло штурвальное колесо. Оно через цепную или канатную передачу передавало тяговое усилие на румпель, через который и осуществлялся поворот рулевого пера.