32. Корабельный руль
32.1. История развития рулевого управления кораблём
Появление первого собственно настоящего руля на кормовой оконечности корабля
историки судостроения и археологи относят примерно к одиннадцатому – двенадцатому векам.
До этого времени и морские и речные суда управлялись с помощью одного (для малоразмерных судов)
или двух (для больших кораблей) специальных подъёмных рулевых вёсел, с широкими лопастями,
опускавшихся в воду с бортов на корме по обеим сторонам судна.
Во время движения по прямому курсу эти вёсла обычно были подняты над поверхностью воды,
или могли быть опущены в воду и повёрнуты плоскостью вдоль направления хода.
При необходимости осуществить поворот, весло опускали в воду плоскостью поперёк движения
с той стороны, в которую нужно было повернуть (или просто разворачивали его),
и тем самым притормаживали движение, замедляя ход с этого борта..
Такие рули, изначально называвшиеся «латинскими» просуществовали более четырёх тысяч лет.
Финикийский боевой гребной корабль 8 – 10 веков до нашей эры, (прообраз появившихся позднее галер)
с такими рулевыми вёслами изображён на рис 32.1.
Для маленьких судов управление движением осуществлялось практически по тому же принципу, только единственное весло,
более лёгкое, просто перекидывали с одного борта на другой при необходимости смены направления курса.
У многих народов островных государств в Индийском, Тихом океанах, на побережьях Африки и Азии
такой вариант управления малыми как гребными так и парусными судами без каких-либо принципиальных изменений дошёл и до XXI века.
В Европе же, как и в Странах Средиземноморья уже примерно к тринадцатому веку
с изменением и совершенствованием конструкции наборного корпуса корабля
такой вариант управления судном почти полностью уступил своё место новому типу руля
– поворотному рулевому перу, установленному на ахтерштевне – так называемому «норманнскому» рулю,
впервые появившемуся у викингов Скандинавии и дошедшему без каких либо принципиальных изменений до нашего времени.