31. Штевни и киль модели корабля
31.2. Шаблон для форштевня модели корабля
Сперва нужно изготовить картонный шаблон в соответствии с формой форштевня согласно чертежу и точно подогнать его по линии,
примыкающей к корпусу, и точно повторяющей профиль обвода носовой оконечности.
Проще всего будет сделать это, положив корпус модели корабля на бок на стол, подложить под носовую часть достаточного размера
лист плотного тонкого картона и острым карандашом, держа его строго вертикально, обвести профиль - проекцию линии, по которой
к корпусу после будет примыкать форштевень. Точность этой линии, конечно, скорее всего, окажется недостаточной и оставит желать
лучшего, поэтому предварительно, ещё не вычерчивая всего остального контура, нужно будет аккуратно ножницами вырезать деталь
с большим припуском по длине этой линии, а затем по чуть-чуть точно подогнать деталь форштевня и корпус друг к другу и добиться
максимально плотного примыкания одного к другому. На корпусе и шаблоне лучше сделать небольшую метку карандашом и следить,
что-бы при подгонке этим метки не расходились, иначе точно подогнать детали окажется практически невозможно.
На стадии изготовления шаблона снизу, в том месте где к форштевню в дальнейшем будет прилегать киль, необходимо оставить
небольшой припуск по длине и по высоте – небольшой хвостик приблизительно миллиметра 3 – 4. Он будет нужен для того,
чтобы полностью исключить вероятность возникновения зазора между форштевнем и килем и облегчит дальнейшую подгонку
носового участка киля. Потом, уже когда форштевень будет окончательно приклеен на место и полностью высохнет, этот припуск
нужно будет срезать – сострогать или сошлифовать таким образом, чтобы нижняя кромка форштевня оказалась в одной плоскости
с нижней линией под днищем корпуса.
Примерная конфигурация детали форштевня вместе с княвдигедом для взятого в качестве примера работ фрегата «Пётр и Павел»
будет выглядеть примерно так , как показано на рисунке 31.2.
(срезаемый в дальнейшем припуск внизу нарисован пунктиром)
Что бы избежать дальнейшего смещения деталей вдоль линии по окружности (часто профиль носовой оконечности корпуса близок
к окружности), на корпусе стоит отметить точку, от которой будет отходить вперёд верхняя кромка форштевня, и аналогичную
точку сделать на картонной заготовке выкройки. Затем нужно скопировать на кальку с чертежа контур всей детали и перенести
его на картон или просто наклеить вырезанный из ксерокопии чертежа форштевень на заготовку максимально точно совместив по
точкам полученные кривые линии. Затем деталь вырезается и ещё раз проверяется точность её изготовления.