27. Палубы
27. Корабельный палубный настил - конструкция
На настоящих кораблях в странах Южной Европы палубный настил обычно
изготавливали из древесины тика, а на севере - из сосны,
которая тогда была самым доступным материалом, из применявшихся в кораблестроении.
Настил палуб играл не просто роль пола, как у здания, а выполнял функцию конструктивного элемента,
сообщающего корпусу дополнительную продольную жесткость и прочность.
В связи с этим он делался не из простых досок, а из толстых брусьев,
толщина которых под орудиями на батарейных палубах больших линейных кораблей
составляла 6 дюймов (16,5 сантиметров) и более, а ширина – доходила до 12 дюймов (33 сантиметра).
Длина досок палубного настила чаще была общепринятой и равнялась 6 метров,
но могла составлять и от 6 до 12 метров.
На кораблях палубы никогда не были абсолютно плоскими. Они имели заметный прогиб по всей длине
- так называемую "седловатость" для улучшения мореходных качеств судна, и небольшую
выпуклость по ширине для стока попадающей на палубу воды в стороны к бортам,
откуда она через специально проделанные отверстия – "шпигаты" стекала за борт.
В сечении корпус трёхпалубного корабля мог выглядеть так:
Крепили доски палубы обычно деревянными нагелями, а стыки между ними конопатили и просмаливали.
Когда-то, ещё в 1446 году в Италии, на дне сравнительно небольшого озера Неми
в 25 км от Рима были найдены два прекрасно
сохранившихся корабля времён императора Калигулы (20 – 30-е годы н.э.). Каждое
из них имело длину свыше 70 м и верхние палубы, покрытые мрамором, мозаикой и
дорогим паркетом. Предполагают, что ни были построены специально для императора,
любившего водные прогулки, но боявшегося выходить в открытое
море, и предпочитавшего плавания по озеру.
За без малого 400 лет предпринималось несколько попыток поднять и исследовать
корабли, но только в 1930-е годы, откачав воду из озера, учёные смогли
полноценно исследовать эту находку.
К сожалению, корабли сгорели во время войны в 1944г.
На современных кораблях с металлическим корпусом палубный настил уже не играет существенной
конструкционной роли и изготавливается из более тонких тиковых или сосновых досок.