24. Пушечные порты кораблей
24.1 История развития
Абсолютно любое, даже самое что ни на есть мирное судно, в неспокойные "парусные" времена слишком
часто могло столкнуться с вооружённым неприятелем. И, следовательно, должно
было иметь силы и возможность защищаться! Короче, быть вооруженным.
Значит, к какому типу корабля ни относился бы прототип Вашей модели, следующим
крупным этапом строительства станет прорезка пушечных портов.
На военных кораблях первые закрытые батарейные палубы с орудийными портами,
закрывающимися специальными крышками, появились примерно начиная со второй половины XIV с принятием деления
кораблей по изначальной функции на торговые и боевые.
Как могли выглядеть формы пушечных портов у кораблей разных типов и времён видно на рисунке
На практике вплоть до второй половины XVII века порты прорезали уже
после спуска готового корабля на воду, чтобы видеть, на какой высоте от уровня воды
они в итоге окажутся. И только потом дополнительным настилом на палубе
корректировали высоту установки пушек.
В 1666 году корабельный мастер Энтони Динн на английской верфи впервые точно
рассчитал будущую осадку военного корабля «Рупперт» до спуска на воду, и приказал прорезать порты ещё на
стапеле. Но только через 20 лет в английском флоте, находившемся уже под его руководством, эта практика стала
применяться постоянно.
На военных кораблях все размерения, связанные с артиллерийским вооружением,
рассчитывались, исходя из диаметра ядра или, соответственно, калибра пушек. Так расстояние между
осями стоящих рядом орудий, и соответственно между центрами соседних портов, составляло обычно около 25
максимально возможных для этой позиции калибров, а размеры самих портов – примерно 6 – 6,5 калибров.
Устройство корабельного пушечного порта в разрезе показано на схеме
Форма самого порта чаще была практически квадратной, но могла быть и
прямоугольной – с чуть большей высотой или, чаще, шириной, но всё равно её пропорции были
близкими к квадратным.
Для лёгких пушек, установленных на открытых верхних палубах, иногда встречались и круглые
порты.