22. Расцвечивание модели корабля
22.2 Оклейка борта
Как выяснилось, практически любая такая бумага имеет, как и картон, не
только определённое направление волокон, но и достаточно хорошо выраженную
лицевую сторону. Она чуть-чуть более гладкая и,
значит именно её лучше пустить на поверхность. Ну а направление волокон, как и
ранее говорилось, – вдоль выкроек.
Определяя очертания выкроек для наружной поверхности борта стоит учесть, что их
нижняя кромка практически всегда оказывается скрыта поясом бархоутов. А для
внутренней – вполне может и уйти на несколько миллиметров под палубу, т.е.
идеальна точность здесь не столь обязательна. Кромка палубы, как правило,
достаточно хорошо приклеивается к оклеенной бумагой поверхности борта. Что не
всегда можно сказать об окрашенной: к нитрокраске, например, ПВА вообще не
пристаёт, а прочность соединения с акриловой тоже оставляет желать лучшего.
Порой окраска одного пояса обшивки, особенно у западноевропейских каракк или
галеонов может быть не однотонной: на ней могут быть узоры в виде треугольников,
ромбов и т.п. В этом случае такой орнамент лучше сделать отдельно, и потом
наклеить сразу весь пояс. Иначе любая неточность может испортить работу, да и
компоновать орнамент на отдельной полоске удобнее, чем непосредственно на
корпусе.
Сделав выкройки, перед оклеиванием замочите их в воде на одну – две минуты.
Больше не надо – в отличие от листков для папье-маше здесь нет задачи размочить
всю бумажную массу, а только дать выкройкам набухнуть для увеличения в размерах
до того, как они будут наклеены на корпус, а не уже на нём от нанесённого клея.
Это поможет добиться более плотного склеивания и, главное, избежать морщин.
При долгом лежании в воде бумага пропитается слишком сильно, потеряет прочность,
и после высыхания на поверхности могут остаться разводы.
Приклеивать бумагу лучше ПВА, разведённой примерно вдвое. Специально готовить
такой раствор смысла нет. Удобнее просто поочерёдно окунать кисточку то в клей,
то в воду. Так можно легко выдержать наиболее удачные пропорции клея. Набухшая
бумага приклеивается очень хорошо, и большого количества клея не нужно.
Наклеенную бумагу, да и всю надводную часть борта стоит ещё раз покрыть примерно
таким же клеевым слоем для предохранения от возможных повреждений и загрязнения.
Здесь есть смысл предостеречь начинающих моделистов от одной маловероятной, но всё же
воможной неприятности. Порой бывает, что при покрытии поверхности раствором ПВА
на ней образуются какие-то грязно-белые или серые подтёки, исправить которые на бумаге уже
практически невозможно, а на древесине можно убрать только механическим путём -
счистить, сошкурив или сцыклевав вместе с верхним слоем.
Почему так происходит, я не знаю, но обратил внимание,
что случается это чаще, когда банка клея уже подходит к концу. Видимо, что-то,
какая-то фракция в нём со временем оседает на дно ёмкости, что и даёт такой дефект. Так что, если
Вам довелось пользоваться клеем, приобретённым какое-то время назад, предусмотрите
возможность такого варианта поворота событий и проверьте, как раствор ложится на какой-нибудь
пробной поверхности, не на модели.
Когда Вы будете оклеивать бумагой внутренние и наружные поверхности бортов лучше делать это
по-очереди – т.е. оклеив, полностью просушив, и сняв свесы на одной поверхности,
только после этого браться за другую. Кромки бортов приэтом пока не стоит обрабатывать окончательно.
Рациональнее сделать это непосредственно перед установкой планширя.
Таким образом можно придать
кораблю необходимую расцветку, используя только цветную бумагу и клей.
Если же Вы сочтёте лучшщим окрашивать модель красками, то это тоже
удобнее сделать сейчас, до установки палуб и прорезки пушечных портов. На сплошную, без
отверстий ровную, поверхность краска ложится более равномерно и качественно.
Давать рекомендаций по окрашиванию я не возьмусь – их вполне можно
найти и в интернете, и в специальной литературе, а что-то осоветовать, не имея при этом собственного
успешного опыта, я не буду.