16. Корабельная обшивка
Издавна сформировалось две основные технологии обшивки корпуса кораблей.
Первый, самый древний способ обшивки наборного корпуса, применявшийся судостроителими ещё с
третьего тысячелетия до нашей эры в древнем Египте и Финикии – так называемая
обшивка "внакрой" или, иначе, клинкерная обшивка, когда один, как правило, верхний
пояс обшивочных досок своим краем заходит на соседний, нижний, и скрепляется с ним гвоздями,
забиваемыми снаружи, проходящими сквозь обе доски, и загибаемыми изнутри.
Устройство такой обшивки легко рассмотреть на рисунке модели драккара - корабля викингов.
Таким образом обшивали практически все корабли вплоть до конца XV века.
В наше время клинкерная обшивка до сих пор применяется на шлюпках и других подобных мелких деревянных судах.
Второй способ - обшивка "вгладь".
Здесь доски обшивки располагаются в одной плоскости, плотно прилегая друг к другу.
Щели между досками конопатились просмолённой пеньковой паклей.
Образец корабельного чертежа со схемой такой обшивки для среднегоь по размерам судна коеца XVIII - начала XIX веков:
Здесь в рвйоне ватерлинии, как в наиболее уязвимом месте корабля, обшивка сделана из более толстых досок.
Этот тип обшивки, хотя и более сложный в изготовлении, но как более технологичный и имеющий лучшие мореходные качества,
практически полностью вытеснил клинкерную обшивку на крупных кораблях уже в первой половине
XVI века.
Обшивка вгладь различалась и по числу слоёв обшивочных досок.
На относительно небольших судах применялась однослойная обшивка, а на более
крупных – двухслойная, при которой швы наружного слоя были смещены относительно
швов внутреннего. Такая обшивка придавала корпусу дополнительную жёсткость,
и позволяла проводить ремонт повреждённых эллементов подводной части корабля без полной замены всей обшивки.
Общепринятая длина обшивочных досок, как правило, была стандартной и составляла 6 или 8 м,
ширина доходила до 10 дюймов или 25 см (1 дюйм = 2,54 см), а толщина – до 6 дюймов (16,5 см).
Крепили обшивку чаще железными или деревянными гвоздями (нагелями).
Иногда, в особых случаях, применяли гораздо более дорогие, хотя и более устойчивые к коррозии медные гвозди.