11. Выкройка борта моделей кораблей
11.1 Расчёт
Пока сохнет только что сделанный и прлоклеенный остов будущего корабля, можно заняться расчётом контура выкройки борта.
Сделать это удобнее всего можно на боковой проекции корпуса.
Часть выкройки от планширя (верхней кромки борта) и, примерно, до ватерлинии или, при более сложной форме корпуса (интуиция подскажет
какой вариант выбрать), линии
нижнего бархоута, (бархоуты – отдельные, более толстые, брусья обшивки, или дополнительно набитые на неё усиления в надводной части борта,
защищающие обшивку от ударов при контакте кораблей в бою или при швартовке, и придающие дополнительную жёсткость корпусу) делается
из единого листа картона средней толщины. Точно линию нижней кромки указать сложно, её положение
определяется эмпирически - опытным путём.
Контур же верхней кромки на чертеже указан уже совершенно определённо. Главное только не
включить в неё случайно балюстрады, идушие поверх фальшборта, если таковые имеются. Ну и добавить припуски по длине примерно по
миллиметра 3-6 в зависимости от размеров модели на отдельные участки для компенсации погрешности при учёте кривизны борта.
Пример определения контура выкройки борта для рассматриваемого в качестве
примера фрегата "Пётр и Павел" приведён на следующем рисунке, где он нанесён на
исходный чертёж красной линией.
Очертание и размер полосы, выступающей вперёд , точно рассчитать достаточно сложно. Эта полоса при огибании носа
сформирует его поверхность. Её форма определяется интуитивно, поэтому её можно нарисовать
приблизительно, "на глаз", и потом скорректировать по месту. Главное, чтобы её длина превышала длину окружности
носовой оконечности перед первым шпангоутом, т.е.
позволяла с одной стороны завести один конец под противоположный борт, а с другой –
наложить на основную выкройку с
противоположного борта. Ну или иначе говоря, что бы она была больше длины дуги носовой
оконечности палубы.