9. Набор шпангоутов
Теперь, когда рама готова, можно приступать и к изготовлению шпангоутов.
На теоретическом чертеже для всех шпангоутов, кроме миделя, как и транца даются контуры только одной
половины, совмещённые по оси, идущей через плоскость симметрии корпуса.
Слева от оси традиционно расположены шпангоуты, идущие от миделя к
корме, справа – к носу. Поэтому необходимо дополнить обе группы силуэтов зеркально
симметричными половинами до целых деталей. Где и как это сделать: на электронных
чертежах в графическом редакторе, или на распечатанных, через копирку – дело
вкуса…
В практике проектирования в наборе судна всегда существует один
центральный, самый широкий, мидель-шпангоут, название которого происходит от Голландского слова middel - середина,
хотя он не всегда расположен точно по середине длины корпуса. От него к носу и корме идёт
сужение корпуса. Иногда в наборе их бывает два и промежуток между парами мидельшпангоутов
называется центральной шпацией. Между любыми двумя соседними шпангоутами - просто "шпация".
На теоретическом чертеже мидель-шпангоут всегда показывается
полностью - его очертания и ограничивают графическую часть проекции "корпус".
При работе по описываемой здесь технологии единственный мидель-шпангоут пропускается, а два ближайшие
к нему делаются одинаковыми, и определяют максимальную ширину корпуса. При таком способе формирования каркаса проще выдержать его форму, не допуская перекосов.
В дальнейшем лист днища, закрывающий центральную шпацию (промежуток) между ними, будет склеен
по толщине в два слоя, что обеспечит роовность поверхности днища и
требуемую жёсткость оболочки корпуса после того, как из неё будет удалён каркас.
Так как толщина оболочки, которая в дальнейшем составит 4 - 6 миллиметров пошкола для начинающихзволит сгладить
образовавшиеся при её формировании неровности - стыки между листами обшивки днмща, количество участвующих в постройке модели шпангоутов,
всегда может быть несколько меньше, чем показано на чертеже. Так, для небольших моделей, в частности, для приведённого здесь фрегата –
почти вдвое. Хотя и практически во всех других случаях обычно хватает не более чем трёх-четырёх шпангоутов в
каждую сторону от миделя - и к носу, и к корме. Больше, как правило, не только не нужно, но и можент создать дополнительные сложности при дальнейшей обработке
т.к. в этом случае поверхность днища, сформированная таким образом из большого числа отдельных листов
может оказаться как и менее ровной, так и не совсем чётко передавать обводы, а так же и не слишком жёсткой.
В конечном итоге, выйдет лишняя дополнительная и вовсе ненужная работа как при формировании
основы, так и при дальнейшем шлифовании.