8.1 Килевая рама модели корабля
Первое, что нужно сделать на данном этапе, в самом начале работы, это среди множества всех линий чертежа выделить
непосредственно те, которые в дальнейшем станут контурами и силуэтами будущих деталей набора. В первую очередь – самой главной детали, на
которой после будет базироваться весь набор корпуса – килевой рамы.
Это удобнее всего сделать на диаметральном разрезе боковой
проекции корпуса. На нём
сразу можно довольно чётко выделить очертания всей рамы с учётом примерной толщины слоёв обшивки (рис. 8.1).
Принятое в официальной судомодельной терминологии слово "рама", оправданное при строительстве корпуса по классической схеме, в
данном случае весьма условно – наша деталь, конечно, не имеет рамной конструкции, здесь это совершенно не нужно и у нас она сплошная, картонная или фанерная.
Теперь стоит заглянуть немного вперёд всего процесса, в следующий этап строительства – когда
на готовом каркасе уже
будет полностью сформирован первый, начальный слой картонной обшивки, в дальнекйшем приблитзительно определяющий обводы готового
корпуса. При этом каркас, конечно-же можно оставить внутри полученной оболочки, что само собой и просится, но можно и иэзвлечь…
Неожиданное, казалось-бы, мероприятие, но предыдущий
опыт показывает, что многие следующие дальнейшие операции, как то, в частности, проклейка днища дляидания большей прочносьти, облицовывание - то есть обшивание шпоном,
циклевание и шлифование поверхностей, прорезка отверстий для будущих пушечных портов, их оснащение и установка пушек, монтирование ножек для установки на подставку –
всё это без каркаса внутри проделывать гораздо удобнее. И нестрашно, если Вас смущает малая, недостаточная, казалось-бы, жёсткость,
оставшейся тонкой оболочки – при дальнейшей работе она ещё очень прилично "окрепнет".
Принимая во внимание всё только что сказанное, определяем оконччательный силуэт килевой детали (на рисунке показан как красный контур)
и отмечаем срез на её нижней кормовой оконечности – отмеченный пунктиром
кусочек треугольной формы после выкроим отдельно
из другого, более тонкого картона, и чуть-чуть прихватим на "Момент" при последующем выклеивании поверхности днища с
таким расчётом, чтобы он мог-бы легко оторваться при извлечении из оболочки каркаса, и остался в "хвосте" самой
оболочки.
Верхняя линия границы силуэта детали рамы может повторять контур с будущей линией палубы – иногда так
бывает удобнее, а может и не совпадать – здесь это совершенно не принципиально. Гораздо важнее то, что бы при
сборке каркаса совпали друг с другом все нижние точки рамы и надеваемых на неё шпангоутов.
Для гарантированного обеспечения этого факта на проекции "бок" теоретического чертежа и на контурах шпангоутов на
одном уровне проводится отдельная линия. Её удобно будет совместить с горизонтальным уровнем, до положения которого будут
прорезаться пазы для насаживания шпангоутов. На
рисунке она изображена синим цветом. При дальнейщей
сборке необходимо будет следить за совпадением этих линий на собираемых деталях.