6. Выбор прототипа первой модели корабля
Если у Вас ещё нет своей любимой исторической темы и корабля, связанного с этим,
если Вы пока ещё не решили, какой корабль взять в скачестве прототипа для
строительства своей первой модели, могу
поделиться одним парадоксальным, на первый взгляд казалось-бы, наблюдением, каксающемся технической стороны вопроса выбора.
Старинные корабли XVII – XVIII веков,
с их сложной "навороченной" декоративной архитектурой, с
несколькими палубами, высоким баком е ещё более внушительной кормовой надстройкой, с корпусами состоящими из трёх-четырёх,
а самые большие галионы и из пяти отдельных дек, на начальном этапе формирования корпуса,
даже при большей трудоёмкости работы и затрат времени, если всё идёт гладко, зачастую могут
оказаться существенно проще в изготовлении, чем появившиеся позднее, в начале XIX века их
гладкопалубные потомки.
Разумеется, это справедливо только при условии тщательно изготовленного каркаса
- имеющего необходимую жёсткость, точно выверенные контуры шпангоутов вкупе с их правильным расположением на килевой раме.
Дело в том, что обводы верхней части борта корпуса старого корабля в проекции на виеде сверху разбиваются на отдельные участки палуб,
обычно каждый в отдельности более прямолинейны и часто не требуют
столь тщательной подгонки очертаний палубного настила. Кроме того, при монтаже и окончательной установке составных палуб на различных уровнях бывает
проще скорректировать возможные возникшие ранее деформации корпуса, чем устанавливая единый
сплошной настил, непрерывно проходящий от носа до кормы. Да и монтировать отдельные части тоже обычно удобнее, чем весь дек сразу.
Другое дело, что дальнейшая деталировка и оснастка, а особенно сложный и обильный декор таких судов могут вызвать определённые затруднения.
Но приобретя на начальном этапе определённые навыки и опыт на следующих стадиях строительства корабля
А в этой статье я постараюсь дать и некоторые рекомендации, используя которые их можно будет преодолеть уже легче.
Ну и можно, пожалуй, сказать о том, что на первых порах оттачивая начальное мастерство, не стоит сразу же
ставить перед собой грандиозных задач и закладывать большой 100-пушечный линкор. Есть смысл
на первых порах ограничиться моделью длиной не более 30 – 35 см. К примеру,
можно взять небольшой фрегат, маленький галеон или другое судно аналогичного
класса.
Кстати, тут стоит сказать несколько слов о синонимах и специфике в терминологии – словом "корабль" на флоте обычно
принято называть военные корабли, а
словом "судно" – гражданские - торговые, научные или пассажирские.
По отношению к парусникам изначально термин "корабль" означает тип парусного
вооружения – три, четыре или пять мачт с прямыми парусами на каждой. К этому типу могут относиться корабли самых разных классов
- как военнные - линейные, фрегаты, шлюпы и т.д. так и гражданские - современные учебные парусники.
Из многих различных построенных мной моделей, для демонстрации процессов работы я выбрал наиболее
известный, по крайней мере, у нас в Петербурге в настоящее время корабль – первый фрегат Балтийского флота "Штандарт",
построенный Петром I в год основания Санкт-Петербурга - в 1703 г. на Олонецкой верфи (ныне
город Лодейное Поле), и воссозданный в конце 1990-х годов на верфи "Петровское
Адмиралтейство", располагавшейся тогда недалеко от Смольного собора.
Определённая сложность, правда, состояла в том, что оригинальные чертежи Петровского "Штандарта" не сохранились,
а те, по которым воссоздавали фрегат, в открытой печати не публикуются.
Поэтому, не ставя перед собой задачу абсолютно копирования, стопроцентно точного,
воспроизведения облика и конструктивных особенностей корабля (в моих домашних условиях это
всё равно едва ли было бы реально), я использовал при работе фотографии современного
"Штандарта", размерения парусного вооружения - идентичного ему фрегата "Элефант", взятые в научно-популярной литературе, а чертежи корпуса использовал с проекта
практически аналогичного "Штандарту" фрегата "Пётр и Павел", построенного при участии Петра I во время стажировки в Голландии. Эти чертежи совершенно свободно и
без каких-либо проблем можно найти в интернете.