4. Текстильные материалы для оснащения моделей судов
4.4 Ткань и нитки.
На паруса, в принципе, годится любая белая тонкая, обязательно чисто хлопчатобумажная ткань, без примеси синтетических волокон.
Хотя в специальной литературе, как правило, для моделей парусных судов рекомендуют конкретно батист,
у меня на кораблях вполне приличные паруса получались и из обыкновенной хорошей бельевой простыночной (конечно, высокого качества, не грубой) ткани.
По своей структуре, она, в принципе, не многим отличается от того-же батиста.
Естественно, чем тоньше нить и плотнее плетение, тем лучше. Главное, что-бы она было достаточно плотной, иначе паруса и при раскрое,
и при проклеивании или прошивке, в зависимости от выбранной Вами технологии будут деформироваться. И ещё раз - обязательно без
примеси синтетики, иначе ткань будет плохо клеиться, а не доконца впитавшийся клей образовывает неустранимые пятна.
То же самое относится и к ниткам. Швейных ниток чистого хлопка, правда, сейчас найти стало сложно,
хотя в специализированном магазине на Петербургском прядильно-ниточном комбинате они бывают достаточно регулярно, правда, только чёрные и белые.
Цветные с некоторых пор сняты с производства. По состоянию на 2015 год подходяшие бежевые хлопчатые нитки можно было купить с доставкой
по почте в Московском магазине Леонардо-хобби. Однако там есть только тонкие нитки - №40 и №10, не сильно отличающийся по толщине от сороковки.
Для более тосстых снастей стоит попытаться найти суровые - то-есть неотбеленные нитки. Они как раз бывают толще любых швейных.
Или выбрать
подходящий оттенок среди богатой гаммы цветов вязальных ниток Ирис. Хотя если
процент примеси синтетики в нитях небольшой, то можно попробовать использовать и их.
Не стоит огорчаться, если свивка отдельных прядей ниток окажется недостаточно плотной и нитка будет поркрыта заметным слоем ворса, как на
приведённой выше фотографии.
Этот недостаток легко устраним протягивание нитки через хорошо размятый комок бежевого пластилина в результате чего весь ворс прилипает
к основной нити и она становится достаточно гладкой.
На модели для стоячего такелажа парусника, который в натуре тировался, то-есть пропитывался специальной смолой для прочности и защиты от гниения,
нужны чёрные нитки, для бегучего - светлые, лучше цвета естественного льняного волокна или просто
бежевые или светло-коричневые.
Примечательно, что в мотке все цветные нитки выглядят темнее, чем отдельной нитью после установки на модель.
Может оказаться, что вроде-бы подходящий цвет вдруг получится слишком светлым.. Пригодятся нитки самой разной толщины - всех возможных номеров:
от максимального - № 10 или даже 0, если удастся найти, и до тонких - № 40 - 50.
Чисто белые паруса раньше были только у некоторых чайных клипперов, да и то недолго - выбеленная ткань, хоть и смотрелась очень нарядно, но
теряла прочность, и эта практика быстро вышла из употребления.
Даже у современных парусников, имеющих синтетические паруса, они, как правило бывают слегка серыми или бежевыми.
В специальной литературе иногда предлагается для достоверности подкрашивать ткань, из которой изготавливаются паруса, слабым
раствором чёрного чая. Я тоже попробовал так поступить - в итоге мне не понравилось: может, оно, конечно, и достовернее, но
чисто белые паруса на модели выглядят, как мне кажется, гораздо симпатичнее. А вот нитки для бегучего такелажа, если в итоге так и не найдётся
нужного цвета, лучше всё же слегка подкрасить разведённой морилкой для дерева. Чисто белый такелаж выглядит у модели парусного корабля,
на мой взгляд, неестественно и чересчур контрастно.