2. Разработка технологии изготовления моделей кораблей
Когда-то, в 1991 году, оказавшись после перелома шеи практически
изолированным от окружающей среды, мне пришлось вспомнить старое детское
увлечение - строительство моделей кораблей и попытаться превратить его в новую профессию. Перечитав
немалое количество литературы, я понял, что ни одна из
приведённых там методик в чистом виде мне не годится. В
результате, после многочисленных проб и экспериментов, за эти годы сложилась
технология, позволяющая работать почти автономно, независимо от каких-либо внешних обстоятельств.
Надо только изначально настроить себя на то, что в итоге всё обязательно получится, но
сразу - почти никогда. Что запоротая деталь (хорошо ещё, если всего одна!), неудачно получившаяся
операция - это нормально, это необходимый приобретённый опыт, а никак не фиаско.
У профессиональных серьёзных мастеров моделистов, чьи работы, стоимостью
иногда в десятки тысяч долларов, занимают первые места на
международных салонах, порой иногда бывает несколько скептическое
отношение к моим моделям парусных кораблей, сделанным из картонно-бумажной массы чем-то похожую на знакомое всем папье-маше.
Это и не удивительно - на первый взгляд -
бумага, если даже хорошо обработанная и проклеенная, она всё равно останется бумагой...
Тем не менее, однако, оказывается, та же бумага - материал весьма прочный, технологичный и, самое главное, долговечный.
Иногда она по прочности и удобству обработки не уступает древесине или пластику,
а в чём-то даже и превосходит их, не теряя своих качеств со временем.
Ведь даже всем известный пластик, которым совсем недавно были облицованы почти все кухонные
столешницы (не современные, ламинированные плёнкой, а именно с приклеенным сверху по площади пластиком) - это изначально ни что иное,
как обыкновенная прессованная и пропитанная синтетическими смолами бумага.
При формировании корпуса из такой массы образуется очень прочная и однородная
по структуре оболочка, этакая своеобразная "скорлупа" толщиной 4 - 6 мм.
Она практически не подвержена воздействию ни времени, ни атмосферной влажности, ни перепада температур.
В дальнейшем она облицовывается строганым шпоном ценных пород древесины и шлифуется.
Ни по каким существенным параметрам такой корпус как минимум не уступает
корпусам, изготовленным по классическим традиционным технологиям - наборным или цельнодолблёным.
Первая моя модель - римская галера - бирема, сделанная по подобным технологиям ещё в начале 1980-х годов, до сих
пор стоит как новенькая!...
То-же самое можно сказать и о модели экспедиционного шлюпа "Мирный", построенного чуть позже.
Ну, а для тех, кто пробует свои силы в судомоделизме впервые,
эта техника работы будет наиболее предпочтительной. Она не
требует ни каких-либо специальных сложных навыков, ни особенно дорогих материалов или инструментов, а в
качестве рабочего места позволяет ограничиться простым письменным или любым другим столом с
положенным на него для сохранности листом фанеры, да хорошей устойчивой решёткой на ванну,
на которой можно выполнять различные "грязные" операции, что бы не пылить в жилой комнате.
Прекрасно, если есть электродрель со станиной или штативом, которую можно
установить на свежем воздухе. Но даже если и нет, то и вышеописанные
условия позволят начать, а самое главное - закончить свою первую модель.
Все модели кораблей, представленные на этом сайте - от Петровского
фрегата "Штандарт"
до броненосцев "Ретвизан"
и
и "Князь Потёмкин Таврический" - построены по этой технологии и именно в таких условиях.
И всё же, при всей общедоступности метода, приобрести некоторы вещи ещё
до того, как Вы начнёте свою работу, конечно же, необходимо. Самое важное - это то
из каких основных материалов и какими инструментами всё это будет изготавливаться.