1.0. Постройка моделей кораблей - пролог
Постройка моделей кораблей и судов - старейшее из "технических увлечений" человека:
уже почти шесть тысяч лет люди увековечивают свои суда в миниатюре.
Самую древнюю модель, из известных археологам - ритуальную серебряную вёсельную ладью,
обнаруженную в гробнице правителя Месопотамии и детскую игрушку в виде кораблика на колёсах, найденную там-же при раскопках - историки
относят ещё к началу четвёртого тысячелетия до новой эры.
И в дальнейшем, по мере развития и совершенствования кораблестроения,
параллельным курсом шло и искусство создания моделей, повторяя все шаги своего "первоисточника".
В итоге уже в средние века в Европе сложились свои школы и большого и миниатюрного судостроения с мастерами,
чьи шедевры до сих пор вызывают восхищение знатоков.
Профессиональный судомоделизм в России намного моложе, но и ему уже исполнилось три столетия.
А начиналось всё с Петровской "модель-каморы",
где хранились так называемые "адмиралтейские" модели всех новых строящихся кораблей.
Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой,
выполнявшие роль наглядных пособий для корабельных плотников, плохо разбиравшихся в чертежах.
На таких моделях во всех подробностях можно было увидеть внутреннее строение корпуса, рассмотреть его основные узлы и детали.
По указу Петра все эти модели парусных кораблей сохранялись как образцы для потомков.
С собрания той самой "каморы", находившейся на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством,
и начиналась коллекция нашего современного Военно-Морского музея.
По сути, Пётр I сам и был первым серьёзным российским судомоделистом.
Ещё в семнадцать лет, вернувшись из "Великого посольства" по Европе он построил такую модель корпуса корабля,
по предположениям историков-маринистов - шнявы "Наталья". Сейчас это один из ценнейших экспонатов музея.
Наверное, у многих хоть когда-то, да возникало желание своими руками построить модель какого-нибудь корабля.
А у живущих в Санкт-Петербурге, с его историей и традициями, и тем более.
У меня это желание впервые возникло лет, наверное, в пять.
Реализовалось оно в виде заострённой доски с вбитыми вместо мачт гвоздями и насаженными на них бумажными парусами.
Потом гвозди заменили отколотые от той же доски лучины. И с тех пор "понеслось"... Вот уже практически больше 45 лет.
Однако тому, кто начинает сейчас, не имея необходимых навыков и приспособлений,
в домашних условиях едва ли удастся сразу сделать что-либо, вызывающее собственное удовлетворение,
руководствуясь только специальной литературой и судомодельными сайтами.
Приведённые там технологии обычно весьма сложны, требуют специального оборудования, материалов
и почти всегда уже предполагают наличие определённого опыта.
В результате, у тех, чьи навыки ограничиваются уроками труда в школе, да складыванием бумажных корабликов,
возникающие при работе трудности скорее отобьют дальнейшее желание что-то делать, чем вызовут интерес.
Редко удаётся найти рекомендации, позволяющие создать что-либо существенное,
взявшись за дело практически с нуля.
И тем не менее, при желании, вполне реально построить вполне приличную модель,
располагая простейшими инструментами, которые есть в любом доме у мужчины "с руками", и минимальным набором материала.